ПОДУМАЕМ О РЕБЕНКЕ
О пользе педагогической диагностики
при поступлении в школу
С появлением в школах психологов одним
из направлений их деятельности стала
диагностика психологической готовности детей к
обучению при поступлении в школу. Причем это
направление сразу начали подвергать критике, и
прежде всего родители детей, поступающих в школу.
Они рассматривают эту диагностику как попытку
ущемления прав детей.
Родители считают, что диагностика
проводится с целью отбора в учебное заведение
лучших детей, и поэтому требуют ее запретить.
Вместе с тем практика диагностики
психологической готовности ребенка показывает,
что при некотором смещении акцентов при ее
проведении она может превратиться из противника
в верного помощника родителей.
САМ СОЗРЕЕТ?
Среди критиков диагностики бытуют
мнения о том, что школа должна принимать для
обучения всех детей, что ребенок, достигнув
семилетнего возраста, имеет право поступить в
любое учебное заведение. Начальная школа — это
не институт: она должна дать ребенку азы знаний,
умений и навыков, научить его читать и считать. И
с этими мнениями трудно не согласиться. Конечно,
когда ребенок при поступлении в школу попадает в
ситуацию сдачи вступительного экзамена для
отбора на конкурсной основе, это представляется
совершенно недопустимым.
Но есть у этой ситуации и другая
сторона. Ребенок приходит учиться не в какую-то
абстрактную школу, а в конкретную школу с
определенными традициями, программой и системой
обучения, с соответственным уровнем требований.
Очень важно, чтобы ребенок в этой конкретной
школе, в определенном классе чувствовал себя
достаточно комфортно и мог успешно обучаться. А
это, к сожалению, происходит далеко не всегда.
Нередко возникают ситуации, когда ребенок
оказывается не в состоянии успешно усваивать
знания в тех условиях обучения, в которые его
поместили. В этом случае существует опасность,
что у него появятся пробелы в знаниях и умениях,
возникнет нежелание учиться и устойчивое
негативное отношение и к школе, и к учителю. В
итоге это может привести и к школьному неврозу, и
к школьной дезадаптации, и, как следствие, к
различным отклонениям психического и
личностного развития.
Создание для ребенка подобной
проблемной ситуации, наверное, не может
рассматриваться как проявление заботы о нем.
Чтобы этого не случилось, крайне важно подобрать
для ребенка такие условия обучения, к которым он
готов.
На практике иногда приходится
встречаться с таким мнением родителей: ребенка
не нужно специально готовить к школе, он сам
созревает для поступления в школу к семи годам.
Наверное, такое действительно возможно, но
только при определенных условиях, о которых
будет сказано ниже, а повседневная практика
показывает, что обычно бывает далеко не так.
В школе ребенок попадает в совершенно
новую для него систему взаимоотношений, он
должен уметь подчиняться определенным правилам,
управлять своим вниманием, своим поведением.
Такие умения появляются не сами по себе, а только
при определенных условиях развития.
Способность управлять своими
психическими функциями, своим поведением в
условиях урока входит в понятие психологической
готовности к школе.
Каждый учитель согласится с тем, что
легче учить малыша, даже не умеющего читать и
писать, но хорошо организованного, способного
внимательно выслушивать объяснения учителя,
выполнять его указания, активно участвовать в
работе на уроке, чем умеющего читать и писать, но
совершенно неорганизованного и невнимательного.
Конечно, эти способности развиваются в школе в
процессе обучения, и с каждым годом ребенок
становится все более организованным и
самостоятельным. Но какой-то минимальный уровень
развития этих качеств должен быть в наличии уже
при поступлении в школу. И этот минимальный
уровень определяется тем конкретным учебным
процессом, в который попадает ребенок.
УЛИЦА ПОМОГАЛА
Иногда родители задают вопрос: почему
раньше детей не надо было специально готовить к
школе, а сейчас говорят, что это необходимо?
Действительно, почему?
При ответе на этот вопрос можно
обратиться к ситуации дошкольного развития в
60–70-х годах уже прошлого столетия. В то время над
детьми не было такой опеки родителей, которая
существует сегодня. Дети в своем большинстве
самостоятельно бегали по улицам и сами находили
себе занятия. Распространена была
сюжетно-ролевая игра и различные подвижные игры.
В играх обычно участвовали дети разных
возрастов, причем руководили игрой более
старшие. Эти старшие дети были очень строгими
«учителями», они неукоснительно требовали от
участников соблюдения всех правил. Если кто-то не
выполнял правила, то его из игры выгоняли.
Часто дети попадали в какие-то сложные
ситуации, из которых сами пытались найти выход.
Уличные взаимодействия развивали у детей и
внимание, и память, и мышление, и
самостоятельность, и способность управлять
собой, подчинять себя определенным требованиям.
Наверное, можно говорить о существовании в то
время особой детской субкультуры, которая
осуществляла социализацию детей через уличные
взаимодействия.
Большую помощь в подготовке к школе
оказывал и детский сад. В то время группы были
большими, воспитатели вынуждены были быть
строгими, и они учили своих воспитанников
подчиняться определенным правилам и нормам. В
итоге получалось, что к поступлению в школу
ребенок становился уже достаточно
самостоятельным и способным управлять собой,
своими познавательными процессами. При этом его
специально к школе в отношении психического
развития вроде бы и не готовили, он как бы сам по
себе «естественно созревал». Но на самом деле он
«созревал» благодаря определенным условиям
развития, которые фактически и обеспечивали его
психологическую подготовку к школе.
ЖЕРТВЫ СВОБОДЫ
В настоящее время ситуация
дошкольного развития кардинально изменилась. В
больших городах дети до школы уже самостоятельно
не бегают по улицам, они находятся под постоянным
присмотром родителей. Опека родителями детей
возросла многократно. Ребенку уже не нужно быть
особо внимательным, памятливым: родители в
нужный момент всегда все подскажут. Не так уж
обязательно стало выполнять какие-то правила,
поскольку родители все поймут и простят.
Существенно изменилась и ситуация в
детских садах (во всяком случае, в
г. Мурманске, но, наверное, и в других городах
России тоже). Права детей в детских садах заметно
возросли, а права воспитателей существенно
уменьшились. Воспитатель порой даже не может
повысить голос на ребенка, иначе на него
последует жалоба и будет серьезное
разбирательство. Поэтому воспитатели
предпочитают лишний раз не тревожить детей
замечаниями, и дают им свободы гораздо больше,
чем давали раньше. На занятиях дети ведут себя
достаточно вольно, и, если ребенок не захочет
заниматься, никто его заставлять не будет.
В результате некоторые дети в школе
впервые попадают в ситуацию, когда им нужно
обязательно выполнять какие-то правила, когда им
нужно достаточно длительное время быть
сосредоточенными и внимательными, и эти
требования оказываются для них непосильными.
Учителя начальных классов отмечают,
что с каждым новым набором класса дети приходят
все более сложные, все менее способные управлять
собой. И если раньше учитель мог работать с
классом в сорок человек, то сейчас порой трудно
справиться и с двадцатью учащимися. При этом
встречаются как очень собранные и
организованные ребята, так и с крайне низким
уровнем психологической готовности.
Несмотря на столь существенное
различие в уровне подготовки, все дети приходят в
школу учиться, и важно создать условия обучения,
соответствующие возможностям каждого.
Для того чтобы ребенок комфортно
чувствовал себя в процессе обучения, очень важно,
чтобы он испытывал успешность в школе, чтобы он
получал реальную пользу от посещения уроков,
чтобы он общался с детьми «на одном языке» и был
принят в коллективе как свой.
В настоящее время в системе
образования есть образовательные учреждения
разного уровня, разные системы обучения, разные
программы, и поэтому фактически имеется
возможность подобрать для ребенка такие условия
обучения, к которым он подготовлен.
НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
У родителей часто возникает вопрос,
почему в разных программах и системах обучения
предъявляются различные требования к уровню
подготовки ребенка к школе. При этом под уровнем
подготовки они понимают объем знаний и умений.
Родители обычно думают, что если их чадо умеет
читать и считать, то сможет учиться в любой школе.
Таким родителям приходится объяснять,
что различные системы обучения отличаются друг
от друга не столько содержанием учебного
материала, сколько формой обучения, структурой
учебного процесса и основываются на различных
способах усвоения детьми знаний.
Например, в системах развивающего
обучения усвоение знаний проходит по третьему
типу ориентировки (в понятиях теории П.Я.
Гальперина), то есть дети должны участвовать в
построении своей ориентировочной основы
действий. Другими словами, для нормального
усвоения знаний дети на уроке должны принимать
активное участие в анализе нового учебного
материала. Здесь предъявляются повышенные
требования и к их вниманию, и к их
организованности, и к их познавательной
активности. При подобной организации урока
значительно снижается число заданий, которые
нужно выполнить ребенку для усвоения знаний, и
соответственно в программах этих систем
предусмотрено малое число типовых заданий.
Если же школьник недостаточно
внимателен, не организован или не активен, то он
не сможет усвоить знания на уроке. С ним нужно
регулярно заниматься дома — выполнять
необходимое число типовых заданий для усвоения
учебного материала. Если этого не делать, то у
ребенка возникнут пробелы в знаниях, что
приведет к отставанию от учебной программы.
Подобные ситуации достаточно часто
встречаются на практике, и, чтобы этого не
случилось, ребенок фактически вынужден
заниматься с двойной нагрузкой — в школе и дома,
что может привести к переутомлению и различным
заболеваниям. И все это результат того, что он
попал в условия обучения, к которым оказался не
подготовлен.
Таким образом, разные системы обучения
ориентированы прежде всего не на разный объем
знаний у детей к началу обучения, а на различные
особенности их развития, которые, конечно,
каким-то образом связаны и с их знаниями.
Кроме того, различные требования к
уровню психологической подготовки детей к школе
могут предъявляться в классах, занимающихся по
одним и тем же программам или системам обучения.
Это связано с фактическим подбором учащихся.
Например, в одном классе могут
собраться дети более организованные,
внимательные и активные, чем в другом.
Соответственно, в этих классах будут
использоваться разные методики преподавания. От
особенностей развития детей зависит темп
преподавания, сложность разбираемых заданий и
прочее. Следовательно, один и тот же ученик может
быть успешным в одном классе и отстающим в
другом.
В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА
В этих реально существующих условиях
разноуровневого образования задача подбора для
ребенка оптимальных условий обучения является
очень важной. И эту задачу может взять на себя
диагностика его психологической готовности к
школе.
Защитить права и интересы ребенка —
значит подобрать для него такие условия обучения
(школу, систему, программу, учителя), в которых он
может быть успешным и которые являются
оптимальными для его развития.
Такая цель диагностики делает ее
помощником родителей. При этом надо помнить, что
диагностика не является точным инструментом для
определения будущих успехов детей. На практике
иногда встречаются такие случаи, когда
дошкольник показывает пониженную
психологическую готовность к школе, а к концу
первого класса выравнивается и начинает успешно
учиться, иногда бывает и наоборот: у ребенка, не
вызывавшего опасений, вдруг происходит снижение
успеваемости.
Диагностика выявляет особенности
психического развития ребенка только на момент
обследования (здесь могут проявиться и
какие-нибудь случайные факторы), а как дальше
пойдет его развитие, зависит от очень многих
факторов. Поэтому психологу вряд ли стоит брать
на себя ответственность за будущую судьбу
ребенка, выбирая для него учебное заведение и
класс, логичнее переложить ответственность за
этот выбор на плечи родителей. Психолог же в этом
случае может лишь предупредить родителей о том,
какие проблемы могут ожидать ребенка при
обучении по той или иной системе или программе.
Практика показывает, что родители,
познакомившись с проблемами своего малыша, с
возможными его будущими трудностями при
обучении, оказываются в очень сложном положении
и иногда пытаются переложить ответственность за
выбор системы и программы обучения на психолога.
При самостоятельном выборе родителей
встречаются разные варианты поведения.
Бывает, что родители соглашаются на то,
чтобы ребенок обучался по программе,
соответствующей уровню его подготовки.
Бывает, что родители, несмотря ни на
что, желают устроить ребенка в класс со сложной
системой обучения, но при этом вникают в его
проблемы, осознают их, понимают недостатки
своего воспитания и собираются активно их
исправлять. Кстати, в таких случаях дети, получая
необходимую адекватную помощь от родителей,
часто уже к концу первого класса успешно
адаптируются к школе.
Но встречаются и такие родители,
которые, несмотря на доводы психолога,
настаивают на том, чтобы их ребенок учился только
в гимназическом классе. Возникает впечатление,
что устройство ребенка в гимназию уже само по
себе есть гарантия получения им хорошего
образования.
Некоторые родители обосновывают свой
выбор тем, что гимназия находится ближе всего от
дома и ребенку «удобнее» будет ходить в нее. А то,
что у него могут быть большие проблемы с
усвоением учебной программы, родители понимать
не желают. В этом случае психологу приходится
защищать права ребенка на получение образования,
доказывая родителям, что успешно обучаться и
развиваться ребенок может только в тех условиях,
к которым он подготовлен. Даже если доводы
психолога не будут восприняты родителями, они
все равно имеют важное значение, поскольку к ним
можно будет вернуться при действительном
появлении проблем в первом классе.
КТО СОЗДАЕТ СТРЕСС?
В качестве эмоционального возражения
против диагностики дошкольников приходится
слышать, что, мол, любым родителям больно и
неприятно узнавать о том, что, например, их
ребенок не готов к учебе в гимназическом классе.
Но это возражение уже напрямую противоречит
интересам детей, поскольку в нем для ребенка
совсем нет места. Более того, оно свидетельствует
о том, что родители не принимают ребенка таким,
каков он есть. Они его идеализируют в своем
сознании, и далее фактически заботятся уже об
этом идеале, а не о конкретном ребенке. Им
мучительно расставаться со своим идеалом, и ради
его сохранения они фактически готовы
пожертвовать продуктивным обучением ребенка. В
этом случае, наверное, лучше доставить некоторые
огорчения родителям, чем молча обрекать ребенка
на заведомые проблемы в обучении и развитии.
Когда же говорят о том, что дети
испытывают стрессовые состояния при
диагностическом обследовании, то, как нам
кажется, в этом утверждении много надуманного.
Ребенок будет испытывать стрессовое состояние
только в том случае, если его предварительно этим
обследованием запугать. Например, если говорить
ему о том, что его не возьмут в хорошую школу при
неправильных ответах и он будет учиться там, где
учатся одни глупые и т.п. То есть стрессовые
состояния детей — это результат создания у них
соответствующей установки. Если же дошкольнику
сказать о том, что его ведут на обследование для
того, чтобы выбрать для него такой класс, в
котором ему будет интересно учиться, и что ему не
надо бояться вопросов, а отвечать так, как он
думает, то тогда никакой почвы для стрессовой
нагрузки просто не будет.
По нашему мнению, к диагностическому
обследованию следует относиться не как к
экзамену, а как к возможности познакомиться с
нормами требований в том учебном заведении, в
которое мы желаем устроить сына или дочь. И если
ребенок при обследовании не справляется с теми
заданиями, с которыми справляются другие дети, то
стоит ли стремиться отправлять его учиться туда,
где ему заранее определена позиция отстающего?
А если родителям очень хочется, чтобы
их ребенок учился в престижной школе, не
благороднее ли подготовить его к школе так, чтобы
он на обследовании успешно справился со всеми
заданиями? Ведь это означает, что он готов
успешно справляться и с будущими школьными
требованиями.
ПОВСЕМЕСТНАЯ ДИАГНОСТИКА
Нам кажется важным при обследовании
проверять у ребенка умение читать. В последние
годы в гимназические классы приходят в основном
уже читающие дети (до 70–80%), и те, кто не умеет
читать, сразу оказываются в положении отстающих.
Им приходится весь первый класс, и часто не
только первый, учиться с повышенной нагрузкой,
пытаясь догнать основную читающую группу. То
есть умение читать, не являясь обязательным к
началу обучения, становится весьма желательным,
так как большинство родителей сами
устанавливают эту новую норму, обучая своих
детей чтению.
Исходя из этого реального положения,
проверка умения читать может решать две основные
задачи.
Во-первых, она нужна для того, чтобы
поддержать и похвалить ребенка, уже научившегося
читать, так как при обучении чтению в домашних
условиях родители часто настраивают его на то,
что это умение ему нужно для успешного обучения,
и ребенок ждет заслуженной награды.
Во-вторых, тех детей, которые только
начинают учить буквы или складывать слоги, надо
также поддержать и похвалить и, главное,
настроить на то, чтобы они еще позанимались
чтением до начала обучения, чтобы подтянуться к
основной группе читающих. На это же следует
ориентировать и их родителей, объяснив им
реальную ситуацию.
Можно отметить еще одну позитивную
особенность диагностики психологической
готовности ребенка к школе — это более раннее
знакомство психологов и педагогов школы с
детьми, что позволяет им выделить группу
первоклассников, на которых учителю нужно будет
обращать повышенное внимание в начале обучения.
Обычно это те дети, у которых могут быть
трудности с адаптацией к школе. Кроме того, если у
ребенка начинают возникать проблемы в процессе
обучения, то опять же можно вернуться к
материалам диагностики при анализе причин их
возникновения.
Таким образом, диагностика
психологической готовности детей к школе имеет
много достоинств, которые позволяют ее
использовать для защиты прав и интересов детей.
Поэтому кажется странным, что чаще слышатся
голоса, содержащие критику диагностики, а не ее
поддержку, и школам приходится ее проводить чуть
ли не тайком.
Нам представляется, что диагностику
надо не запрещать, а повсеместно вводить. Нужно
обязать школьных психологов обследовать всех
дошкольников, чтобы оказывать помощь их
родителям в определении для каждого ребенка
оптимальных условий обучения и развития.
С каждым годом появляется все больше
родителей, которые целенаправленно приводят
детей на диагностическое обследование, чтобы
выяснить проблемы в их подготовке к школе и
своевременно заняться их разрешением. Если же
случаются какие-то конфликты при
диагностическом обследовании, то, наверное, это
говорит не о том, что диагностику надо запрещать,
а о том, что ее следует исправлять: менять цели и
методы работы с детьми.
Виктор ЦЫЛЁВ,
педагог-психолог гимназии № 6,
аспирант Мурманского государственного
педагогического института
Валентина ОРЛОВА,
педагог-психолог прогимназии № 40,
г. Мурманск |