ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Д.Б. Богоявленская. М.:
Издательский центр «Академия», 2002
С самых первых страниц две особенности
книги обращают на себя внимание.
Во-первых, данная работа сама по себе
является примером творческого решения проблемы.
Во-вторых, в ней присутствует высокий
профессионализм ее автора, который позволяет не
просто декларировать один из возможных подходов
к проблеме творчества, а обоснованно и
последовательно его доказывать.
Логика построения книги такова. Свое
исследование автор начинает с констатации
отсутствия в современной науке единого
определения творчества. В связи с этим сразу же
возникают вопросы: а какое психологическое
понятие получило четкое определение и нужно ли
это вообще?
Слово «творческий» применяют почти к
любой деятельности, за исключением крайне
автоматизированных действий. Проекцией
нерешенности общей проблемы творчества, по
мнению автора, является существующее положение в
понимании творческих способностей и
одаренности.
Чтобы разобраться во всем спектре
точек зрения и обнаружить сегодняшние
приоритеты, автор обращается к истории
исследования проблемы творчества в зарубежной и
отечественной психологии.
Довольно распространенным в
психологии является представление о творческих
способностях как просто максимальном выражении
способностей. Однако хорошо известно, что
показатели творчества и умственные способности
не всегда коррелируют.
Поэтому ученые стремятся выделить
некую специфическую способность к творчеству, не
сводящуюся только к интеллекту. Автор тонко
подмечает, что оригинальность идей может
тормозить развитие самого мышления.
Будучи неудовлетворенным положением
вещей, автор излагает свой подход к проблеме
творческих способностей, в котором логично
сочетаются и обуславливают друг друга предмет и
метод исследования.
В качестве единицы анализа творчества
в книге выделяется интеллектуальная активность,
понимаемая как ситуативно не стимулированная
продуктивная деятельность. Автор специально
подчеркивает, что интеллектуальная активность —
свойство личности, объединяющее когнитивную и
личностную сферы.
Подход к творчеству как не просто к
продуктивному, а спонтанному явлению потребовал
построения новой экспериментальной модели.
В качестве метода исследования
предлагается «Креативное поле». Этот метод
принципиально отличается от других отсутствием
каких-либо ограничений при решении задачи, в том
числе и временных.
Автор рекомендует данную книгу в
качестве учебного пособия. Однако то ли
сложность самой проблемы творчества и его
диагностики, то ли манера изложения делают ее
недоступной для широкого круга психологов, тем
более студентов. Это — скорее научная
монография, адресованная небольшому числу
специалистов, хорошо знакомых с данной
проблематикой. Многочисленные описания
собственных экспериментальных исследований не
способствуют пониманию изложенных идей.
В данном издании приводится большое
количество эмпирических данных и сделанные на их
основе теоретические выводы. Нельзя усомниться в
добротности и основательности книги, но, к
сожалению, в данном виде она не имеет
непосредственного выхода в практику. Может быть,
практические рекомендации содержатся во втором
томе, который только готовится к изданию?
Марина СТЕПАНОВА |