Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И ШЛЕПКОВ

Джерри Викофф, Барбара Ц. Юнелл. М.: Дрофа, 2001

На стереотипные вопросы мы знаем стандартные ответы. Поэт? Пушкин. Домашняя птица? Курица. Фрукт? Яблоко. Классика жанра.

В модном нынче жанре «простая американская книжка для простых американских родителей» тоже есть своя классика. Собственно, вот она перед нами на родном русском языке с простым (русским? американским?) малышом на обложке.

Как и положено «по жанру», развернутой теорией мозги читателя не обременяются. Сначала короткое предисловие типа «как пользоваться этой книгой». За ним словарь терминов (семь статей, а то, не дай бог, простой американский читатель перегрузится). После него описание этапов развития от года до пяти (три странички) — и к делу. Проблема, как ее избежать, как ее решить, пример из жизни. Следующая проблема, как ее избежать, как ее решить, пример из жизни. И так тридцать раз: от нежелания идти спать до неприятия гигиенических процедур.

Гипотетический простой американский (и наш тоже) читатель получит все, что ему надо. Проблемы подробно рассмотрены, описаны их причины и варианты решений, ключевые слова выделены жирным шрифтом, абзацы короткие, примеры показательные, все чин-чинарем. Остается только порадоваться за бесчисленных Джонов и Мэри, которым удалось установить мир в семье с помощью нехитрых процедур.

А те, кому пока не удалось, могут положить книжку на прикроватную тумбочку и использовать в качестве справочника. Капризы? Страница 64. Приучение к горшку? Страница 126. Упрямство? Страница 160. Овощ? Огуре... ой, нет, это уже не отсюда.

Все советы родителям выдержаны в американском бихевиоральном стиле «стимул—реакция». Если он так, то вы так и так, а если он этак, то и вы этак и вот этак. Немножко отдает каким-то автоматизмом, но все вполне жизненно. Только иногда остаются вопросы типа «а вдруг он и не так, и не этак, а разэтак?».

А вот если над этими вопросами задуматься, то обнаружится, что на них в книге тоже можно найти ответ, только непрямой.

Дело в том, что все советы и рекомендации базируются на некоторых общих принципах, которые вдумчивый читатель вполне может «вычленить». Хвалите и наказывайте поведение, а не ребенка — раз. Убедитесь, что вы отличаете каприз от необходимости — два. Старайтесь поощрять желательное поведение, а не наказывать за нежелательное — три. И так далее. Правда, знакомо?

Наличие таких «базовых» принципов позволяет найти ответы на большее количество вопросов, чем перечислено в оглавлении. Это, безусловно, составляет достоинство книги, но, к сожалению, достоинство скрытое, поскольку эти принципы рассыпаны по тексту. Неужто простой американский читатель испугается, если ему сначала объяснить, как в принципе вести себя с ребенком, а уж потом мельчить тему?

Ну ладно, издателям виднее, хотя о наших читателях я лучшего мнения. Думаю, какое-нибудь толковое «предисловие к русскому переводу» книжку вполне украсило бы и сделало более цельной.

Но и в нынешнем виде ее вполне можно рекомендовать родителям дошкольников и воспитателям детских садов. Что называется, простенько, но со вкусом. Количество криков и шлепков от ее прочтения вполне может уменьшиться, пусть хоть чуть-чуть. И тогда мы проявим снисхождение и простим все недостатки — и книжке, и издателям, и читателям.

Марк САРТАН