Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002


КОЛЛЕГИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПОНИМАНИЮ

Многим из нас знакомо чувство неуверенности и одиночества, которое испытывает человек, оказавшийся один в незнакомом городе или стране. Люди живут своей жизнью, куда-то спешат, общаются друг с другом, а ты существуешь в своем параллельном мире. И миры эти, как правило, даже не пересекаются. Может быть, это и к лучшему. К сожалению, сейчас неприятие людей, чем-то непохожих на тебя, привычное явление. В этом году Москву (да и не только) буквально захлестнула волна жестокости и агрессии на этнической почве.

Массовая миграция характерна для большинства стран. 2002 год был назван ЮНЕСКО годом толерантности. В российских школах уже проводится работа по формированию у детей терпимости и гибкости в отношении к другим людям. Примером этого может стать организованный «Первым сентября» конкурс программ «Уроки толерантности».

Пожалуй, самое активное участие в формировании у детей установок толерантного сознания и норм толерантного поведения принимают психологи. Большую работу с детьми беженцев и вынужденных переселенцев проводят специалисты из научно-практического центра психологической помощи «Гратис», с 1999 года работающего по программе Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) «Психологическая поддержка беженцев и лиц, ищущих убежища».

 

ЦЕНТР «ГРАТИС»

УВКБ ООН поддерживает в России программы помощи беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья, осуществляемые совместными усилиями партнеров-исполнителей. Каждый из партнеров реализует программы помощи в определенной сфере: социальная помощь, медицинская помощь, юридическая поддержка.

Основным направлением деятельности центр «Гратис» является оказание психологической помощи беженцам и лицам, ищущим убежища.

Психологи «Гратиса» работают как с детьми, так и со взрослыми. Проблем у беженцев из Афганистана (у больших, и у маленьких) очень много. Это переживания, связанные с войной, потерей дома, резким изменением социального статуса.

Среди граждан Афганистана, проживающих в России, есть «старожилы», которые приехали сюда больше десяти лет назад, а есть и такие, кто перебрался совсем недавно.

Для афганцев чуть ли не основной становится проблема культурной адаптации, поскольку существует громадная пропасть между европейской и восточной культурами. Приезжая в Россию, афганские граждане сталкиваются с тем, что здесь живут совсем по-другому. В частности, у нас совсем иное отношение к женщине.

Психологами «Гратиса» проводятся специальные тренинги социокультурной адаптации и группы взаимопомощи для женщин: участники обсуждают важные для себя вопросы и получают поддержку психологов.

 

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

Основное внимание в «Гратисе» уделяется работе с детьми, положение которых гораздо сложнее, чем положение взрослых: не имея официального статуса беженца, нельзя получить образование.

В Москве проживает более пятидесяти тысяч беженцев из Афганистана, но только несколько сотен имеют на это официальное право. У остальных дела о получении гражданства находятся на рассмотрении в различных инстанциях, а пока они живут здесь на полулегальном положении. Они имеют лишь справку о регистрации в УВКБ ООН. Документ этот представляет собой лист бумаги, где написаны имя, приблизительный год рождения и приклеена фотография.

Многие дети не знают русского языка, они живут в замкнутом мире и практически не общаются с российскими сверстниками.

В Москве и Подмосковье при УВКБ ООН созданы культурно-образовательные центры для беженцев из Афганистана. Правда, официально такие центры не имеют статуса школы. Поэтому ребята получают не аттестаты о среднем образовании, а специальные сертификаты. Сейчас по договоренности с Московским комитетом образования у афганских подростков появилась возможность получения аттестатов экстерном.

В отличие от обычных школ, обучение в культурно-образовательных центрах строится таким образом, что дети продолжают поддерживать связь с родным языком и культурой. Обучение здесь проходит как на русском, так и на афганском языках. В программах существуют специальные предметы, позволяющие ребятам изучать родной язык, историю, приобщаться к религии.

В этих центрах с детьми работают и психологи «Гратиса»: проводят индивидуальные консультации, групповые тренинги. Групповые занятия включены в учебное расписание работы центров,

Начиная с сентября, психологи «Гратиса» будут проводить тренинги с афганскими ребятами регулярно и углубленно, как и в предыдущие годы, а после уроков пройдут индивидуальные консультации.

Во время каникул для ребят, которым практически некуда податься в огромной Москве, были организованы летние лагеря.

 

«ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Психологи Анна Макарчук, Антонина Щепина, Татьяна Лютая и волонтер центра Ольга Городецкая проводили в летнем лагере с ребятами игру «Планета толерантности». Мне удалось ее посетить в самый разгар лета.

Как считают психологи, формирование толерантности важно не только для афганских детей. Хотя именно они нуждаются в таких занятия в наибольшей степени.

Задача игры — в увлекательной форме познакомить ребят с понятием толерантности, показать, что мир гораздо шире их представлений о нем и может быть устроен совсем по-другому.

В основу игры был положен традиционный сюжет — полет на космическом корабле. Но варианты игры психологи «Гратиса» разработали сами, исходя из поставленных задач. В ходе занятия ребята делятся на две команды, которые представляют собой остатки разных цивилизаций, переживших катастрофу и спасающихся на большом межпланетном корабле.

В первый день дети пытаются представить себе свою планету: ее историю, географию, придумать законы. Кроме этого, они формируют образ жителей планеты: их характер, внешний вид, особенности поведения, культуры. Для этого они делятся на несколько творческих групп, каждая из которых разрабатывает свое направление. Среди ребят появляются историки, географы, юристы, психологи, антропологи.

На другой день ведущие сообщают ребятам, что их приглашает к себе сверхцивилизация с «Планеты толерантности». Жители этой планеты очень мудрые люди, поскольку уже прошли через подобные невзгоды. Сейчас они занимаются тем, что спасают погибшие цивилизации. Но принять обитателей корабля жители планеты могут при одном условии: разные цивилизации должны мирно сосуществовать друг с другом и находить общий язык.

На этом этапе игры дети объединились, и жители «Планеты толерантности» (ведущие) провели с ними небольшой тренинг по выработке навыков взаимопонимания. Затем специалисты из двух команд создавали такие правила жизни, которые были бы приемлемы для обеих культур.

Например, ребята, которые были историками и географами, придумали национальный танец и обучили ему ребят из другой команды. Остальные рисовали праздничные костюмы, делали подарки для членов другой команды.

В игре принимали участие дети разного возраста. Хотя первоначально она была рассчитана в основном на подростков, малыши тоже не остались без дела. Они рисовали, делали костюмы, придумывали подарки.

 

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ?

Представления о толерантности с трудом формируются у афганских детей. В ходе игры у них даже иногда возникал протест из-за несоответствия ряда позиций их жизненным принципам. «Они долгое время чувствовали себя чужаками, им просто непонятно, как может быть по-другому», — считает Анна Макарчук.

Я поговорила с несколькими подростками. Пятнадцатилетний Саид признался в том, что, живя в Москве уже десятый год, он до сих пор чувствует себя чужим. Это проявляется в отношении к нему со стороны русских ребят, в основном подростков, которые не хотят общаться с ним. Семья Саида живет в обычном доме, где много разных ребят, но друзей у него нет.

В ходе разговора Саид признался, что у него были русские друзья, но он сам перестал поддерживать с ними отношения, потому что не «уверен в них так, как уверен в своих ребятах». Сейчас желания общаться с русскими сверстниками у него вообще не возникает: «Лучше дружить со своими ребятами, которые тебя понимают».

Хотя я непосредственно и не принимала участия в игре, но знакомство с детьми из Афганистана, погружение в их проблемы, а также общение с психологами из центра «Гратис» заставили меня по-другому посмотреть на тех, кто, живя в нашем огромном городе, чувствует себя пришельцем с другой планеты. Наверное, нам всем не мешает поиграть в подобную игру, чтобы научиться принимать окружающих такими, какие они есть.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Научно-практический центр
психологической помощи «Гратис»
Тел.: (095) 430-05-00

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

На нашей планете много гор, много леса и очень хороший климат. Также на нашей планете много полезных ископаемых: растет лес, есть каменный уголь, добывается нефть, железная руда. Вокруг — море.

На нашей планете зимой холодно, а летом тепло, бывают осадки всех видов: дождь, снег, град. Ветры тоже есть. Бывают даже ураганы.

Животные на нашей планете всевозможные, и есть все виды растений. Главные города на нашей планете — это Пала-Гади-Ван, Кем-Лоль-Баки-Базель и Нансон.

Мы были одним племенем, и, согласно легенде, наши предки жили мирно и спокойно до нашего времени. Наше племя в самом начале жило на Аппенинском полуострове, пока не истомилась вся земля. Нам пришлось двинуться на Восток и остаться на Востоке. Мы жили мирно: не было войн, просто менялись вожди.

Последний царь был очень грозным, но щедрым. Его отец захотел свергнуть своего сына, но соратники вступились за царя. Половина жителей переселилась в другое государство во главе с отцом царя. Какое-то время они жили мирно, а потом началась война. Многие из них хотели завоевать планету. Люди не согласились с ними, но в конце концов террористы вышли из себя и взорвали ее.

Из описания жизни обитателей планеты «Ваха-ваха» (игра «Планета толерантности»)