Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Хайнц Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001

При рецензировании этой книги не возникают вопросы, плоха она или хороша, есть у нее недостатки или нет. Нужно только подумать, насколько эта работа может быть полезна практическому психологу образования.

Психологам хорошо известен немецкий ученый Хайнц Хекхаузен — автор классической в своей области работы «Мотивация деятельности», вышедшей в нашей стране в двух томах в 1986 году. Все исследователи мотивации, как правило, апеллируют к этому фундаментальному труду.

И теперь вот появилось данное издание, посвященное мотивации достижения. Сама работа не является новостью в научном мире: ее перевод с немецкого на английский вышел в свет еще в 1967 году. Наши издатели сделали перевод именно с этого издания. Можно только догадываться, сколько содержательных нюансов потеряла работа после стольких переводов, но нам остается довольствоваться тем, что есть.

Несомненное достоинство книги заключается в том (и это отмечается во всех предисловиях — и к русскому изданию, и к английскому), что здесь с немецким педантизмом дано исчерпывающее изложение эмпирических исследований в рамках мотивации достижения, проведенных в разных странах. Х. Хекхаузен, соглашаясь с одними положениями, опровергая другие, приводя альтернативные результаты, пытается выявить целостную картину функционирования мотивации.

Несмотря на сугубо научный характер этой работы, написана она все-таки достаточно «человеческим» языком.

Автор подробно описывает, каким образом он использует диагностические процедуры исследования мотивации, дает методологический анализ этих методик. В издании также приводится авторская техника применения проективного метода ТАТ для диагностики сложного взаимодействия устойчивых личностных и ситуационных факторов, в совокупности характеризующих столь сложное образование, как мотивация.

Внимание практического психолога, несомненно, могут привлечь главы, в которых показано влияние различных личностных и средовых факторов на формирование мотивации достижения. Одна из глав, например, так и называется — «Происхождение и развитие мотивации достижений». Конечно, здесь нет изложения коррекционных и развивающих методик: автор описывает общее направление развития этого феномена, влияние родителей, структуры семьи, социокультурной среды.

Есть в этой работе и такие теоретические выводы, учитывать которые совершенно необходимо при разработке и образовательных, и воспитательных, и коррекционно-развивающих программ. Так, например, в разделе «Успешность в школе и колледже» сам автор подчеркивает, что вопрос о связи мотивации с интеллектом «обладает огромной практической значимостью в связи с возможностью предсказать будущую успешность индивида». Здесь же констатируется в общем-то очевидный вывод о существовании связи между высокой или ориентированной на успех мотивацией и академической успеваемостью. Но об этом стоит лишний раз напомнить нашим родителям, учителям, психологам. И конечно, стоит задействовать такой резерв в развитии личности, как формирование мотивации достижений. А без теоретических знаний по данному вопросу это сделать невозможно.

Ирина АРТЮХОВА