ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ
Хайнц Хекхаузен. СПб.: Речь,
2001
При рецензировании этой книги не
возникают вопросы, плоха она или хороша, есть у
нее недостатки или нет. Нужно только подумать,
насколько эта работа может быть полезна
практическому психологу образования.
Психологам хорошо известен немецкий
ученый Хайнц Хекхаузен — автор классической в
своей области работы «Мотивация деятельности»,
вышедшей в нашей стране в двух томах в 1986 году.
Все исследователи мотивации, как правило,
апеллируют к этому фундаментальному труду.
И теперь вот появилось данное издание,
посвященное мотивации достижения. Сама работа не
является новостью в научном мире: ее перевод с
немецкого на английский вышел в свет еще в 1967
году. Наши издатели сделали перевод именно с
этого издания. Можно только догадываться,
сколько содержательных нюансов потеряла работа
после стольких переводов, но нам остается
довольствоваться тем, что есть.
Несомненное достоинство книги
заключается в том (и это отмечается во всех
предисловиях — и к русскому изданию, и к
английскому), что здесь с немецким педантизмом
дано исчерпывающее изложение эмпирических
исследований в рамках мотивации достижения,
проведенных в разных странах. Х. Хекхаузен,
соглашаясь с одними положениями, опровергая
другие, приводя альтернативные результаты,
пытается выявить целостную картину
функционирования мотивации.
Несмотря на сугубо научный характер
этой работы, написана она все-таки достаточно
«человеческим» языком.
Автор подробно описывает, каким
образом он использует диагностические процедуры
исследования мотивации, дает методологический
анализ этих методик. В издании также приводится
авторская техника применения проективного
метода ТАТ для диагностики сложного
взаимодействия устойчивых личностных и
ситуационных факторов, в совокупности
характеризующих столь сложное образование, как
мотивация.
Внимание практического психолога,
несомненно, могут привлечь главы, в которых
показано влияние различных личностных и
средовых факторов на формирование мотивации
достижения. Одна из глав, например, так и
называется — «Происхождение и развитие
мотивации достижений». Конечно, здесь нет
изложения коррекционных и развивающих методик:
автор описывает общее направление развития
этого феномена, влияние родителей, структуры
семьи, социокультурной среды.
Есть в этой работе и такие
теоретические выводы, учитывать которые
совершенно необходимо при разработке и
образовательных, и воспитательных, и
коррекционно-развивающих программ. Так,
например, в разделе «Успешность в школе и
колледже» сам автор подчеркивает, что вопрос о
связи мотивации с интеллектом «обладает
огромной практической значимостью в связи с
возможностью предсказать будущую успешность
индивида». Здесь же констатируется в общем-то
очевидный вывод о существовании связи между
высокой или ориентированной на успех мотивацией
и академической успеваемостью. Но об этом стоит
лишний раз напомнить нашим родителям, учителям,
психологам. И конечно, стоит задействовать такой
резерв в развитии личности, как формирование
мотивации достижений. А без теоретических знаний
по данному вопросу это сделать невозможно.
Ирина АРТЮХОВА |