Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РОССИЙСКИЕ ПСИХОАНАЛИТИКИ

В.И. Овчаренко. М.: Академический проект, 2000

Настоящему профессионалу в любой области не просто интересно, но жизненно необходимо знать (хотя бы заочно) своих именитых коллег, их основные труды и достижения. Поэтому во всем мире большой популярностью пользуются биобиблиографические издания по различным областям знания, справочники типа «Кто есть кто».

Профессор В.И. Овчаренко, будучи специалистом в одной специфической отрасли человекознания — психоанализе, ограничил круг отраженных персоналий лишь рамками этой отрасли. Однако при знакомстве с книгой сразу понимаешь, что реальное ее содержание намного шире. К российским психоаналитикам автором отнесены все, кто имеет к психоанализу хоть малейшее отношение — в ряде случаев очень косвенное и отдаленное. А поскольку редкий психолог обошел вниманием такой огромный и влиятельный пласт психологической мысли, как психоанализ, то и круг обозначенных персон оказался очень широк.

В целом книга получилась информативно очень насыщенной и интересной. Она выпукло и зримо отражает современное состояние российского психоанализа, его реальные и воображаемые достижения и широкие притязания. При знакомстве с нею создается впечатление, что психоанализу посвятили себя (или, по крайней мере, искренне перед ним благоговеют) если не все, то большинство российских психологов. А самые воодушевленные подвижники активно его развивают, пропагандируют и практикуют.

Правда, изучение материалов, посвященных современным деятелям российского психоанализа, оставляет впечатление их крайней немногочисленности, не очень высокого научного статуса (за исключением считанных культовых фигур) и не слишком ярких достижений (опыт личного знакомства с некоторыми из этих людей это впечатление подкрепляет).

Например, рядом с именами А.С. Асмолова или В.П. Зинченко (интересно, им самим известно, в какую компанию они попали?) может оказаться статья о сорокалетнем кандидате медицинских наук, младшем научном сотруднике какой-то малоизвестной кафедры, который поучаствовал в семинаре заезжего эксперта и с той поры сам практикует аналитическую терапию (при этом никакие мало-мальски значимые труды, открытия или сколько-нибудь яркие его достижения не упоминаются — вероятно, просто ввиду отсутствия таковых). Когда специалист такого уровня оказывается включенным в когорту избранных, это невольно порождает сомнения в статусе самой когорты. Хотя для подкрепления этого статуса очень хороши персоналии Выготского, Блонского, Шацкого, Лурия и др., успевших в свое время побывать членами психоаналитического общества.

Было бы очень интересно по этой схеме создать справочник «Российские бихевиористы» — начав, разумеется, с Сеченова. Недостатка в материале не будет, ибо кто только из советских психологов в духе известного времени не клялся в верности павловскому учению, да и большинство современных специалистов по тренингам работают в откровенно поведенческой парадигме.

Но бихевиоризм нынче не в моде. А вот, скажем, педология годится больше. В справочник «Российские педологи» наверняка вошли бы те же Выготский, Блонский, Шацкий, а из современников — тот же Асмолов, недаром же он основал журнал «Педология. Новый век». Получился бы еще один интересный срез психологической мысли в определенном ракурсе. Но до этого пока никто не додумался. Зато срез в психоаналитическом ракурсе уже есть.

Сергей СТЕПАНОВ