САМОДУРСТВО ЧИНОВНИКОВ
Вопрос, поднятый в публикации М.
Битяновой («Вперед в прошлое», Школьный психолог,
№ 31, 2002), не так уж и прост.
Стоит приветствовать, что «Школьный
психолог» стал помещать на своих страницах
документы, регламентирующие деятельность
практических психологов, а также ППМС-центров и
ПМПК. Только вот за этими деревьями леса не видно.
Для того чтобы разобраться в подобных
документах, необходимо как наличие их самих, так
и умения и времени для работы с ними.
Интерпретация нормативных документов — это
деятельность сродни юридической. Любая
техническая ошибка может быть интерпретирована
и так и этак. А когда документы не стыкуются?
Вероятно, запросы практики потребуют
со временем подготовки чиновника или менеджера
от психологии, который будет заниматься только
юридическими и организационными вопросами, а не
практической работой и у которого в дипломе
(удостоверении) будет написано: «категорически
запрещено заниматься любой практической
психологической деятельностью». Но пока этого
нет.
Чиновничья каста в образовании
формируется по иным основаниям, чем этого
требует профессиональная деятельность. Чиновник
не всегда является компетентным человеком в тех
вопросах, которые он курирует и за решение
которых берется. Любая недописка, возможность
двойного или иного толкования в документе в
конечном итоге будет истолкована им против
специалиста.
Пример — письмо Министерства общего и
профессионального образования «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах
учреждений образования» № 20-58-07ин/20-4 от 22.01.98 г. за
подписью В.А. Галанова. Вызывает начальник ГУО
(Городского управления образования) психолога и
заявляет: «Вот официальный документ: и члены
ПМПК, и практические психологи должны находиться
на рабочем месте и работать все 36 часов в неделю.
Всякие совместительства невозможны».
Мы потеряли часть психологов и
логопеда, имевших специальное образование.
Позднее вышел в свет справочник «Психология и
психотерапия в России-2000». Разрешили психологам
совместительства. Только там не было документов
о сотрудниках ПМПК. Но мы взяли за основу
расшифровку нагрузки психолога и стали работать.
ГУО молчало. До поры до времени. Как только мы
воспротивились вешать ярлыки детям-сиротам —
они тут же прислали в консилиум
бухгалтера-ревизора, удержали из заработной
платы у всех сотрудников за якобы неотработанное
время, опираясь на письмо за подписью В.А.
Галанова. Обращение в Министерство образования и
науки Республики Хакасия ни к чему не привело.
Естественно, после этого ПМПК закрыли.
Кто-то должен был заниматься отбором —
сформировали МПК (медико-психологическую
комиссию). Состав? Врач-нарколог,
учителя-логопеды, учитель биологии и воспитатель
детского дошкольного учреждения.
Недавно в городской газете появилось
сообщение: «В детском доме «Золотая рыбка»
грядут перемены. Выездная
медико-психологическая комиссия подтвердила
данные директора этого учреждения, что из 114
воспитанников 82 имеют психические заболевания».
Директор — учитель-словесник по образованию.
Грядущие перемены — детскому дому будет
присвоен статус «учреждения для детей с
отклонениями в развитии и девиантным
поведением», а это — новое финансирование.
Директор выступила по местному
телевидению. Ею были произнесены только две
фразы, я их воспроизведу дословно: «Сегодня путь
в вуз детям с психическими отклонениями закрыт.
Училище, и только». Вот, оказывается, для чего
ярлыки были необходимы. Воспитанники, правда, не
поняли этого — стали голосовать ногами. Тот же
местный телеканал распространил мнение, что
побеги детей — недоработка психологов детского
дома. Вот где собака-то зарыта!
В системе управления образования на
местах, особенно на периферии, главенствует не
официальный документ, а приказ начальника
управления образования. Назначит начальник
какую-нибудь Мариванну курировать
психологическую службу, МПК — она и будет это
делать. И для Мариванны никакие официальные
документы — не указ. Она станет определять, кому,
какой присвоить квалификационный разряд, чье
диагностическое заключение считать верным, а чье
нет и кого считать компетентным практическим
психологом. А на довод, что это противоречит
официальным документам или данным
психологической науки, ответит: «Они там,
наверху, не знают системы организации работы на
местах. Мы организуем ее здесь, у нас так
принято». И в этой части своего довода она будет
на 100% права.
Не пора ли нам найти ответ на самые
простые вопросы: «Что такое практическая
психология? Какова ее структура?» Вероятно, тогда
и исчезнут общие направления для любых
специальностей прикладного характера, такие, как
диагностическое, консультативное,
коррекционное, методическое и т.п. Лишь после
разработки самого содержания предмета
практической психологии будет возможна
какая-либо конкретизация направлений
деятельности.
Практическая психология — это не
организация психологической службы в
образовании. Как наличие министерства
здравоохранения не есть медицинская помощь
населению и не есть сама практическая медицина.
Поэтому сколько бы этих документов ни
писали, они не будут работать, как не будут
работать и «этические кодексы» практического
психолога и тому подобные хорошие проекты. Для
защиты от самодурства чиновника средств еще не
придумано.
Леонид ЧУПРОВ,
кандидат психологических наук,
психолог прокуратуры,
г. Черногорск,
Республика Хакасия |