Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2002


КОЛЛЕГИ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСТРАХАНИ

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, для мирного сосуществования человечества.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений.

 

КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ

Принимая во внимание эти принципы, Центр человековедческой компетентности педагогов профессора В.М. Шепеля (г. Астрахань) провел конкурс сочинений «Возлюби ближнего своего (размышления о толерантности)» среди учащихся 9—11-х классов.

Одна из главных задач проводимого конкурса сочинений — сделать понятие «толерантность» близким и ясным для каждого участника конкурса. Важным требованием к конкурсным работам учащихся являлось раскрытие понятия «толерантная личность». Однако воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Участники конкурса должны были понять, что позитивное отношение к себе (чувство собственного достоинства, способность к самопознанию) является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Объективные законы человеческого мира требуют соблюдения определенных правил корректного поведения на различных уровнях человеческих отношений. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — эти слова прозвучали более двух тысяч лет назад, но актуальности своей не утратили нисколько. Но так ли легко возлюбить самого себя? Какой должна быть толерантная личность? Об этом, а также о необходимости толерантных отношений между людьми всех национальностей и вероисповеданий, о многоаспектности понятия «толерантность» и о многом другом рассуждали в своих работах участники городского конкурса.

В этом конкурсе приняли участие 25 школ г. Астрахани: вниманию жюри были представлены 58 работ учащихся 9—11-х классов (одна работа принадлежала ученице 7-го класса).

«Что значит любить человека? Это — относиться к нему как к чужому, но еще... любить», — писал Толстой. «Здесь слово «чужой», — рассуждает в своем сочинении Елена Ржечицкая (10-й класс, средняя школа № 22), — справедливо в двух значениях: относиться «как к чужому» — значит не считать человека своей собственностью, признать за ним право быть тем, что он есть, а во-вторых, «к чужому» — как к незнакомому, то есть видеть его каждый день заново. Любить — значит утверждать неповторимо-индивидуальное бытие другого человека, прощать ему мелкие недостатки и слабости, принимая его в целом, как личность».

Примечателен факт, что слово «толерантность» не является для старшеклассников непонятным. Конкурсантам, проявившим самостоятельность мышления, удалось показать многоаспектность этого феномена, вкладывая в него вполне конкретное содержание.

«Толерантность — это отголосок той мечты о доброте, какую проповедовали еще древние философы, представляя себе гуманное, дружелюбное человеческое общество в будущем» (Виктория Черничко, 9-й класс, средняя школа № 9).

Инна Карибова (10-й класс, средняя школа № 8) предлагает поговорить о толерантности как способности видеть в другом именно другого — носителя иных ценностей, логики, мышления.

«Если бы не было толерантности, терпимости, жизнь превратилась бы в существование, отравленное ненавистью и неприятием достижений других людей» (Ольга Целякова, 11-й класс, средняя школа № 56).

«Какими же личными качествами обладает миролюбивый человек? В первую очередь, конечно, спокойствием, умением сохранять самообладание в напряженной ситуации. У таких людей особенно развито чувство собственного достоинства, которое характеризуется почтительным и уважительным отношением не только к самому себе, но и к окружающему коллективу. Это и есть любовь к ближнему» (Ирина Игнатенко, 11-й класс, средняя школа № 13).

«Это качество объединяет в себе многие другие черты личности: благородство, сострадание, человеколюбие, совестливость, чувство юмора» (Алла Мамонова, 11-й класс, средняя школа № 34).

Наибольшее впечатление на жюри произвела конкурсная работа Элеоноры Гайфуллиной (10-й класс, средняя школа № 35), осознавшей необходимость собственного изменения. Девушка считает, что именно опыт ошибок составляет ту самую изюминку жизни, ради которой хочется жить.

12 конкурсантов стали обладателями грамот в различных номинациях.

Конкурс сочинений показал, что учащиеся готовы самостоятельно мыслить и рассуждать, принимать нравственные ценности.

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

В мае 2002 года в Астрахани состоялся круглый стол «Человековедческие технологии как один из способов формирования толерантности».

Круглый стол был следующим после школьного конкурса сочинений мероприятием, проводившимся по инициативе Центра человековедческой компетентности педагогов профессора В.М. Шепеля Управления образования администрации г. Астрахани в рамках реализации психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира.

Человековедческие технологии — это технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.

Конфликтологическая компетентность рассматривалась в контексте толерантности (терпимости).

Одна из японских поговорок гласит: близкий сосед важнее дальнего родственника. Совместное проживание (обучение) не может быть свободным от конфликтов. Детям и подросткам необходимо помочь овладеть приемами и способами цивилизованного поведения в конфликте, отработать конструктивные формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы проявлять понимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Обучение подростков навыкам снятия напряжения, усталости, методам освобождения от агрессии, способам формирования психологического и физического здоровья, безусловно, будет способствовать профилактике наркомании, алкоголизма, формированию сексуальной культуры.

Личное обаяние — необходимое условие жизнедеятельности культурного человека. И этому можно и нужно учиться. Занятия со школьниками по формированию имиджа способствуют не только повышению их общей культуры и эрудиции, но и формируют практические навыки самопрезентации, публичного выступления, этики делового общения, коммуникативного и межличностного взаимодействия, которые будут в дальнейшем необходимы в ситуациях конкуренции.

Школьников важно не просто научить толерантному поведению и выработать у них общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активную толерантность.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Учить толерантности — развивать человека будущего, человека, понимающего и принимающего себя и других. От гражданской позиции и зрелости молодежи в значительной мере зависит будущее страны.

Круглый стол открыла Т.Н. Яковлева, директор Центра человековедческой компетентности педагогов Управления образования. Она отметила, что на встречу приглашены заместители директоров по воспитательной работе тех учреждений образования, где еще не сложился тесный контакт с центром, где не ведутся ни факультативы, ни кружки по человековедческим технологиям. Цель встречи — рассказать участникам о работе в этом направлении в других образовательных учреждениях.

Прозвучали доклады на тему «Толерантность как социально-психологический феномен» (С.Н. Рогачева), «Человековедческие технологии в контексте толерантности» (Т.Н. Яковлева).

Согласно приказу по Управлению образования, факультативные занятия по человековедческим технологиям стали внедряться в учебные заведения города с сентября 1999 года. В настоящее время в школах г. Астрахани ведутся занятия по психологии, конфликтологии, формированию имиджа.

Все преподаватели, ведущие факультативные занятия по человековедческим технологиям, прошли подготовку в Центре человековедческой компетентности педагогов профессора В.М. Шепеля.

Многие педагоги, прошедшие курсовую подготовку в этом центре, изъявляют желание вести факультативные занятия по человековедческим технологиям в своих общеобразовательных учреждениях, однако руководители школ не всегда выделяют часы для проведения подобных занятий. В связи с этим одной из основных задач на следующий год является оказание организационной помощи школам по внедрению человековедческих технологий в практику их работы.

Организаторы встречи предложили присутствующим поделиться опытом ведения занятий в русле человековедческих технологий.

Участники высказали пожелания об организации курсов человековедческих технологий для заместителей директоров по воспитательной работе. Некоторые руководители по воспитательной работе считают, что информацию о занятиях для школьников необходимо донести до руководителей школ, так как от них зависит выделение часов на факультативные занятия.

Подводя итоги круглого стола, участники решили:

разработать сквозной курс человековедческих технологий с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;

выпустить информационный бюллетень «Из опыта работы по внедрению человековедческих технологий в образовательные учреждения города» к 1 сентября 2002 года;

организовать городские методические объединения преподавателей человековедческих технологий с 1 сентября 2002 года;

в начале учебного года провести встречу для руководителей учреждений образования с целью пропаганды опыта работы по человековедческим технологиям.

С давних пор стоит город Астрахань на перепутье дорог. Возможно, поэтому здесь сосредоточено многообразие культур и национальностей. Жителям нашего города необходимы толерантные отношения друг с другом. И формировать их, на наш взгляд, нужно уже в школе, посредством внедрения человековедческих технологий в образовательный процесс.

Светлана РОГАЧЕВА,
специалист астраханского
Центра человековедческой
компетентности педагогов
профессора В.М. Шепеля