Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


НОВОСТИ

НЮБОРГ (ДАНИЯ)

25—29 июля состоялся ХХV ежегодный cимпозиум психологов образования «Образование для всех»

В работе симпозиума приняли участие 235 психологов из разных стран, в том числе Австралии, Бразилии, Мальты, Южной Африки, США, Западной и Восточной Европы. Среди российских психологов были профессор кафедры педагогической психологии ЯрГУ Надежда Клюева, аспирантка этой же кафедры Екатерина Малютина и преподаватель кафедры иностранных языков Наталья Касаткина.

Проблема, которая обсуждалась на симпозиуме: как создать психологически благоприятные условия для образования детей и взрослых, имеющих специальные потребности.

«Специальные потребности» здесь трактовались весьма широко. К этой категории относятся не только дети с отклонениями в психическом и физическом развитии, но и имеющие особенности, связанные с неблагоприятными семейными условиями (неполная семья, воспитание в приютах или детских домах), особенности, возникшие как реакция на травматические факторы (агрессию, войну, терроризм).

Практически во всех докладах, мастерских, презентациях поднимался вопрос о том, как мы, психологи, понимаем термин «интеграция». Для российского общества, которое находится в условиях демократизации, важно формирование государственной политики и образовательной системы, в центре которой находится ребенок.

В связи с тем, что социально-экономическая ситуация в России является нестабильной, для нас было очень полезно участие в обсуждении темы «Поддержка детей, переживших войну и терроризм». Здесь было показано, что ни одна страна не застрахована от страшных ситуаций, когда дети становятся жертвами или свидетелями насилия. Школьный психолог в таких случаях может оказать реальную помощь детям и их семьям.

При обсуждении темы «Международные перспективы и роль школьных психологов в профилактике и разрешении проблем» были рассмотрены методы работы с детьми, семьями. Психолог не должен сидеть в кабинете и быть пассивным наблюдателем. Необходимо активно предлагать помощь школьникам, не забывая о том, что каждый, кто так или иначе был вовлечен в кризисную ситуацию, нуждается во внимании. Мы думаем, что подходы, предложенные психологами Израиля и Турции, мы можем использовать и в своей практике.

Очень полезным для нас было обсуждение темы «Подготовка школьных психологов. Уроки различных стран». Сравнение разных образовательных систем (Швейцарии, Южной Африки, Китая, Бразилии, Англии, Греции) позволило определить позитивные и негативные моменты в подготовке школьных психологов в России. В большинстве европейских стран школьный психолог обязательно должен иметь педагогический стаж. Большое внимание уделяется сертификации психолога.

Понятно, что по окончании университета выпускник не готов к тому, чтобы работать по таким сложным направлениям, как консультирование, психотерапия. У нас в стране должна быть выстроена система послевузовской подготовки, допрофессионализации выпускника при поддержке опытных супервизоров. Специально обсуждался вопрос о психологическом здоровье психолога.

Представители нашей делегации выступили с сообщениями.
Н. Клюева предложила для обсуждения доклад на тему «Психологические аспекты подготовки менеджеров образования», где были представлены результаты психологического обследования руководителей образовательных учреждений, а также методы повышения их социально-психологической компетентности. Доклад вызвал большой интерес, так как психологи, работающие в российских школах, активно взаимодействуют с педагогами и руководителями образовательных учреждений.

В докладе Н. Касаткиной были описаны эффективные методы обучения иностранному языку, которые можно использовать при подготовке психологов. Основная идея доклада заключалась в том, что необходимо соединить профессиональный контекст (психолог должен быть эффективен в построении отношений с окружающими) и контекст изучения иностранного языка. На занятиях языком можно использовать элементы социально-психологического тренинга, что повышает мотивацию изучения языка.

Е. Малютина показала методы групповой работы с подростками.

Участникам симпозиума удалось обменяться мнениями по самым разным вопросам, договориться о продолжении контактов.

Кроме того, организаторы конференции позволили нам почувствовать атмосферу, в которой живут слабослышащие датские дети. Мы жили в общежитии для таких детей: комфортная обстановка, заботливый персонал, отличное питание, вечерние программы.

Нас, российских психологов, пригласили участвовать в проектах «Исследование особенностей работы школьных психологов в разных странах», «Психологические особенности изучения английского языка как второго». Мы также продолжаем думать над предложением провести коллоквиум школьных психологов в России.

Следующий симпозиум будет проходить в Китае в 2003 году с 28 июля по 1 августа. Его тема «Ментальное здоровье — учащиеся, педагоги, родители».

Надежда КЛЮЕВА,
профессор факультета психологии
Ярославского государственного университета