НЮБОРГ (ДАНИЯ)
25—29 июля состоялся ХХV ежегодный cимпозиум
психологов образования «Образование для всех»
В работе симпозиума приняли участие 235
психологов из разных стран, в том числе
Австралии, Бразилии, Мальты, Южной Африки, США,
Западной и Восточной Европы. Среди российских
психологов были профессор кафедры
педагогической психологии ЯрГУ Надежда Клюева,
аспирантка этой же кафедры Екатерина Малютина и
преподаватель кафедры иностранных языков
Наталья Касаткина.
Проблема, которая обсуждалась на
симпозиуме: как создать психологически
благоприятные условия для образования детей и
взрослых, имеющих специальные потребности.
«Специальные потребности» здесь
трактовались весьма широко. К этой категории
относятся не только дети с отклонениями в
психическом и физическом развитии, но и имеющие
особенности, связанные с неблагоприятными
семейными условиями (неполная семья, воспитание
в приютах или детских домах), особенности,
возникшие как реакция на травматические факторы
(агрессию, войну, терроризм).
Практически во всех докладах,
мастерских, презентациях поднимался вопрос о
том, как мы, психологи, понимаем термин
«интеграция». Для российского общества, которое
находится в условиях демократизации, важно
формирование государственной политики и
образовательной системы, в центре которой
находится ребенок.
В связи с тем, что
социально-экономическая ситуация в России
является нестабильной, для нас было очень
полезно участие в обсуждении темы «Поддержка
детей, переживших войну и терроризм». Здесь было
показано, что ни одна страна не застрахована от
страшных ситуаций, когда дети становятся
жертвами или свидетелями насилия. Школьный
психолог в таких случаях может оказать реальную
помощь детям и их семьям.
При обсуждении темы «Международные
перспективы и роль школьных психологов в
профилактике и разрешении проблем» были
рассмотрены методы работы с детьми, семьями.
Психолог не должен сидеть в кабинете и быть
пассивным наблюдателем. Необходимо активно
предлагать помощь школьникам, не забывая о том,
что каждый, кто так или иначе был вовлечен в
кризисную ситуацию, нуждается во внимании. Мы
думаем, что подходы, предложенные психологами
Израиля и Турции, мы можем использовать и в своей
практике.
Очень полезным для нас было обсуждение
темы «Подготовка школьных психологов. Уроки
различных стран». Сравнение разных
образовательных систем (Швейцарии, Южной Африки,
Китая, Бразилии, Англии, Греции) позволило
определить позитивные и негативные моменты в
подготовке школьных психологов в России. В
большинстве европейских стран школьный психолог
обязательно должен иметь педагогический стаж.
Большое внимание уделяется сертификации
психолога.
Понятно, что по окончании университета
выпускник не готов к тому, чтобы работать по
таким сложным направлениям, как
консультирование, психотерапия. У нас в стране
должна быть выстроена система послевузовской
подготовки, допрофессионализации выпускника при
поддержке опытных супервизоров. Специально
обсуждался вопрос о психологическом здоровье
психолога.
Представители нашей делегации
выступили с сообщениями.
Н. Клюева предложила для обсуждения доклад на
тему «Психологические аспекты подготовки
менеджеров образования», где были представлены
результаты психологического обследования
руководителей образовательных учреждений, а
также методы повышения их
социально-психологической компетентности.
Доклад вызвал большой интерес, так как психологи,
работающие в российских школах, активно
взаимодействуют с педагогами и руководителями
образовательных учреждений.
В докладе Н. Касаткиной были описаны
эффективные методы обучения иностранному языку,
которые можно использовать при подготовке
психологов. Основная идея доклада заключалась в
том, что необходимо соединить профессиональный
контекст (психолог должен быть эффективен в
построении отношений с окружающими) и контекст
изучения иностранного языка. На занятиях языком
можно использовать элементы
социально-психологического тренинга, что
повышает мотивацию изучения языка.
Е. Малютина показала методы групповой
работы с подростками.
Участникам симпозиума удалось
обменяться мнениями по самым разным вопросам,
договориться о продолжении контактов.
Кроме того, организаторы конференции
позволили нам почувствовать атмосферу, в которой
живут слабослышащие датские дети. Мы жили в
общежитии для таких детей: комфортная
обстановка, заботливый персонал, отличное
питание, вечерние программы.
Нас, российских психологов, пригласили
участвовать в проектах «Исследование
особенностей работы школьных психологов в
разных странах», «Психологические особенности
изучения английского языка как второго». Мы
также продолжаем думать над предложением
провести коллоквиум школьных психологов в
России.
Следующий симпозиум будет проходить в
Китае в 2003 году с 28 июля по 1 августа. Его тема
«Ментальное здоровье — учащиеся, педагоги,
родители».
Надежда КЛЮЕВА,
профессор факультета психологии
Ярославского государственного университета |