ВНУТРЕННИЙ МИР КАК
ПРИСВОЕННЫЙ ВНЕШНИЙ
Душа не может быть заполнена никем
и ничем, ибо она не сосуд, а содержание.
Марина Цветаева
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. inte’riorisation —
переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний)
— формирование внутренних структур
человеческой психики посредством усвоения
внешней социальной деятельности. Данный термин
используется представителями разных
направлений и школ в психологии — в соответствии
с их пониманием механизмов развития психики. Для
отечественной науки, в частности
культурно-исторической теории развития высших
психических функций и оформившегося на ее основе
деятельностного подхода, понятие интериоризации
выступает одним из ключевых.
В научный лексикон понятие
интериоризации было введено представителями
французской социологической школы (Э. Дюркгейм и
др.). В их работах оно связывалось с понятием
социализации и означало заимствование основных
категорий индивидуального сознания из сферы
общественных представлений; перенос
общественного сознания в индивидуальное, при
котором менялось местонахождение, но не природа
явления. В близком по смыслу значении оно
использовалось французским психологом П. Жане,
позднее А. Валлоном и др.
Ж. Пиаже в своей операциональной
теории развития интеллекта подчеркивал роль
интериоризации в образовании операций,
сочетании обобщенных, сокращенных,
взаимообратных действий. В плане восприятия, в
поле внешних предметов каждое действие
направлено только к своему результату, оно
исключает одновременное противоположное.
Только в идеальном плане можно
построить схему двух таких действий и вывести из
их взаимопогашающих результатов «принцип
сохранения» основных свойств вещей, основные
константы предметного мира. Но образование
такого внутреннего плана не составляло в теории
Пиаже самостоятельную проблему, а выступало
естественным следствием развития мышления: до
известного «умственного возраста» ребенок
способен проследить изменение объекта только в
одном направлении, а с приближением к этому
возрасту начинает улавливать и другие изменения,
одновременные и возмещающие первые.
Тогда ребенок начинает увязывать их и
приходит к более широким схемам действий, к
«операциям» и к выделению различных констант
физических величин. Для Пиаже интериоризация —
явление вторичное от логического развития
мышления и означает создание плана идеальных,
собственно логических конструкций.
Любопытно, что в современных
англоязычных психологических словарях нет
термина «интериоризация», самым близким по
значению и звучанию является понятие
интернализация, которое используется и в
психоанализе.
Для психоаналитиков интериоризация —
это психический процесс или ряд процессов,
посредством которых взаимоотношения с реальными
или воображаемыми объектами преобразуются во
внутренние представления и структуры. Данное
понятие используется для обобщенного описания
процессов поглощения, интроекции и
идентификации, посредством которых
межличностные отношения становятся
внутриличностными, воплощенными в
соответствующие образы, функции, структуры,
конфликты.
В современном психоанализе проблема
интериоризации является дискуссионной, в
специальной литературе (Р. Шафер, У. Мейснер, Г.
Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том,
являются ли поглощение, интроекция и
идентификация различными ступенями, уровнями
интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию,
либо все эти процессы идентичны и осуществляются
параллельно друг другу.
Принципиальное значение понятие
интериоризации получило в
культурно-исторической теории Л.С. Выготского,
где оно рассматривается как преобразование
внешней предметной деятельности в структуру
внутреннего плана сознания. При этом Выготский
преимущественно пользовался термином
вращивание (синоним интериоризации), под которым
понимал превращение внешних средств и способов
деятельности во внутренние, развитие внутренне
опосредованных действий из действий внешне
опосредованных.
Одно из основных положений теории
Выготского состояло в том, что всякая подлинно
человеческая форма психики первоначально
складывается как внешняя социальная форма
общения между людьми и только затем, в результате
интериоризации, становится психическим
процессом отдельного индивида. Именно в этом
переходе от внешних, развернутых, коллективных
форм деятельности к внутренним, свернутым,
индивидуальным формам ее выполнения, то есть в
процессе интериоризации, преобразования
интерпсихического в интрапсихическое
осуществляется психическое развитие человека.
А.Н. Леонтьев в своих трудах
конкретизировал и развил ряд положений
Выготского. В частности, он ввел в психологию
положение о том, что индивид присваивает
достижения предшествующих поколений.
В своих работах Леонтьев
последовательно проводит мысль о том, что
принципиальное и ключевое значение для
понимания развития психики ребенка имеет
изучение процесса преобразования его внешней
совместной деятельности в индивидуальную,
регулируемую внутренними образованиями, то есть
изучение интериоризации совместной
деятельности и связанных с нею психических
функций. Необходимость интериоризации
определяется тем, что центральное содержание
развития ребенка — это присвоение им достижений
исторического развития человечества, которые
первоначально выступают перед ним в форме
внешних предметов и столь же внешних словесных
знаний. Их специфическое общественное значение
ребенок может отразить в своем сознании лишь
путем осуществления по отношению к ним
деятельности, адекватной той, что в них воплощена
и опредмечена.
Ребенок самостоятельно не может
выработать и выполнить эту деятельность. Она
всегда должна строиться окружающими людьми во
взаимодействии и общении с ребенком, то есть во
внешней совместной деятельности, в которой
развернуто представлены действия. Их выполнение
позволяет ребенку присвоить связанные с ними
значения. В дальнейшем самостоятельное
продвижение мысли ребенка возможно лишь на
основе уже интериоризованного исторического
опыта.
Такое понимание необходимости и
сущности интериоризации внутренне связано с
теорией развития психики человека, согласно
которой это развитие происходит не через
проявление врожденного и наследственного
видового поведения, не через его приспособление
к изменчивой среде, а путем присвоения
индивидами достижений человеческой культуры.
Эти положения теории Леонтьева служат
существенной конкретизацией общего
генетического закона психического развития
ребенка, сформулированного Выготским.
Данные теоретические построения
Леонтьева получили конкретно-психологическое
отражение в понимании процессов обучения и
воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у
ребенка мыслительного действия первоначально
его содержание следует дать во внешней
предметной (или экстериоризованной) форме, а
затем путем ее преобразования, обобщения и
сокращения с помощью речи (т.е. путем
интериоризации) превратить это действие в
собственно умственное.
Иными словами, знания могут быть
полноценно усвоены ребенком только при
выполнении им определенных предметных и
умственных действий, которые специально у него
формируются. Вместе с тем при осуществлении
действий, нацеленных на решение определенных
задач, человек овладевает не только конкретными
знаниями, но и соответствующими психическими
способностями и способами поведения. В этом и
состоит основная идея деятельностного подхода к
процессам обучения и воспитания.
Согласно Леонтьеву, всякое понятие
есть продукт деятельности, именно поэтому
понятие не может быть передано учащемуся, ему
нельзя научить. Но можно организовать, построить
адекватную понятию деятельность.
Этапы усвоения умственных действий и
понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.
Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных
терминов теории поэтапно-планомерного
формирования умственных действий и понятий
явился термин «интериоризация». По мнению
Гальперина, первоначально развернутое
материальное действие в процессе интериоризации
обобщается, сокращается и на заключительной ее
стадии (в умственном плане) приобретает характер
психического процесса.
Исследования Гальперина изменили
представления о природе «внутреннего плана» и
процессе интериоризации: ему удалось показать,
что умственный план — не пустой сосуд, в который
нечто помещается, умственный план образуется,
формируется в ходе и результате интериоризации.
Этот процесс совершается по-разному:
вначале, когда умственный план только
формируется (это обычно младший школьный
возраст), и потом, когда новое умственное
действие образуется на основе сложившегося
умственного плана и присоединяется к системе
прежних умственных действий. Но главное,
подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный
план есть процесс его формирования, а не простое
пополнение новым содержанием
Формирование умственного действия не
заканчивается переходом в умственный план. Не
самый переход в умственный план, а лишь
дальнейшие изменения действия превращают его в
новое, конкретное, частное психическое явление.
По мнению Гальперина, изучение поэтапного
формирования умственных действий и понятий
впервые раскрывает значение «перехода извне
внутрь» как условия преобразования
непсихического явления в психическое.
Несмотря на то, что Гальперин активно
использовал термин «интериоризация», он видел
его ограниченность и односторонность. Он считал,
что понимание интериоризации как перехода извне
внутрь не более чем метафора, потому что
подчеркивает одну сторону, а именно
происхождение извне, и совершенно не указывает,
что переходит, т.е. собственно психологическое
содержание.
Проблема интериоризации
затрагивалась также в работах С.Л. Рубинштейна. В
психологических кругах хорошо известна его
критика Гальперина за понимание интериоризации
как механизма образования внутренней,
психической деятельности из внешней,
материальной. Он считал, что интериоризация — не
«механизм», а лишь результат, характеристика
направления, в котором идет процесс:
интериоризация ведет не от материальной внешней
деятельности, лишенной внутренних психических
компонентов, а от одного способа существования
психических процессов — в качестве компонента
внешнего практического действия — к другому
способу их существования, относительно
независимому от внешнего материального
действия.
По всей видимости, между
рассмотренными психологическими концепциями
существуют не противоречия, а различия, не
содержательные расхождения, а анализ разных
аспектов сложного явления интериоризации.
Это свидетельствует о неоднозначности
понятия интериоризации. Однако
терминологическая сложность не мешает
построению многочисленных психологических
исследований с опорой на механизмы
интериоризации. В частности, описанные
Гальпериным этапы усвоения умственных действий
и понятий (материальный/материализованный,
внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не
только получили экспериментальное
подтверждение, но и активно используются в
практике обучения. Разработка вопросов
содержания образования (чему учить) и
организации процессов усвоения (как учить), а
также диагностика уже имеющихся у ребенка
умственных действий на основе теории Гальперина
успешно проводится не только психологами, но и
педагогами.
Марина СТЕПАНОВА,
Сергей СТЕПАНОВ
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. История развития высших
психических функций /Собрание сочинений, т. 3. —
М., 1983.
Гальперин П.Я. К учению об интериоризации
//Вопросы психологии, 1966, № 6.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.,
1998. |