Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002


ВРЕМЯ ОТТЕНКОВ

Весной все силы стремящейся ввысь природы способны сосредоточиться в пустячной травинке. Даже асфальт, старательно спрессованный мощью тяжеловесного катка, поддается ее стараниям, трескается, расступается и выпускает ее навстречу небу. Кругом птички поют, почки раскрываются, травка зеленеет, солнышко блестит.

Люди весною слегка легкомысленны. Их волнует любовь и всякая милая романтическая чепуха, их переполняют планы и перспективы, и даже дождь радует их.

Лето настроено более деловито. Оно озабочено погодой и урожаем. Совместными усилиями природных стихий распускаются цветы, наливаются плоды и наполняются корзины, ящики, погреба и остальные закрома. Люди, вернувшись к прозе жизни, закупают банки, крышки и закаточные машинки. Повсюду открываются школьные базары, и даже в маленьком овощном магазинчике рядом с картошкой и луком появляются тетради, пеналы и ручки.

Так начинается осень.

Осень. Пышное природы увяданье. Александр Сергеевич подмигивает и улыбается. Он знает, что мы не сможем обойтись без его цитат, и будет с нами до самой зимы, до торжествующего крестьянина, до мороза с солнцем, дней чудесных. И только потом, в феврале, отпустит нас к Борису Леонидовичу достать чернил и плакать.

А пока леса, послушные главному классику, одеваются в «багрец и золото». Осень, как художник-декоратор академической школы, признает только несколько строгих классических сочетаний, но зато от души щедра на оттенки желтого и красного.

Даже город преображается без вмешательства муниципальных властей и утверждения сметы на закупку красок и штукатурки. Скучные асфальтовые улицы внезапно становятся яркими аллеями, вдоль дорожек обнаруживаются живые изгороди, которых никто раньше не замечал, а на пыльном пустыре за вещевым рынком чудом уцелевшие два кустика неожиданно вспыхивают пронзительным пурпуром.

Кажется, что не только листья, но и сама жизнь вдруг обретает новые краски. Маляры, бессильные рядом с истинной гармонией, бросают свои ведра и валики, а художники и фотографы, напротив, лихорадочно хватают мольберты и объективы, стремясь эту гармонию запечатлеть. Влюбленные отправляются в городской парк шуршать листьями. У бабушки на углу рядом с унылыми всегдашними семечками появляются астры с острыми фиолетовыми лепестками, собранные в несколько грустных букетиков.

Осенью хочется подводить итоги, а они почему-то оказываются печальными. Наверное, таково свойство любых итогов. Все, что было зеленым и тянулось к солнцу, пожелтело, завяло и вот-вот упадет на землю. Яблоки сняты, картошка выкопана, банки закатаны. За деревянной оградой полыхают золотые шары — последние осенние цветы. Впереди непроглядные вечера, тяжелое небо и дожди, дожди, дожди...

Марк САРТАН