Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001

Мое внимание эта книга сразу же привлекла своим названием. В предисловии А.Г. Асмолов отмечает, что идеи автора рождены современной образовательной средой. Имя этой среды — мир вариативного образования. О так называемой доктрине вариативного образования приходилось неоднократно слышать от управленцев и ученых. С выходом этой книги у меня появилась надежда понять, как идеи перехода от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развивающего личностно-смыслового образования могут быть реализованы на практике.

Работа В.А. Ясвина отличается строгой логикой и продуманной последовательностью изложения. Прежде всего, автор дает определение образовательной среды. Затем с помощью метода научного моделирования выделяет типы образовательной среды, которые отличаются по параметрам активности и свободы и соответственно способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости). Автор приходит к выводу, что целям развивающего образования в наибольшей степени соответствует образовательная среда творческого типа, обеспечивающая учащимся возможность для развития личностной свободы и активности.

Принципиально новым является вопрос экспертизы образовательной среды. Автором разработана система психодиагностических параметров, по которым может проводиться подобная экспертиза. Причем, по мнению автора, эти параметры могут быть относительно независимы друг от друга, поэтому необходимо осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного учреждения.

Специальный раздел книги посвящен проектированию развивающей образовательной среды.

Логика построения книги безупречна, но, несмотря на это, ее трудно читать. Приведу только одну цитату: «Образовательная среда может и должна обеспечивать органичный процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей ребенка в социогенные потребности — жизненные ценности, которые начинают играть в развитии ребенка все большую роль в качестве источников мотивации». Кому адресована эта книга? Узкому кругу специалистов? По авторскому замыслу, она должна быть полезна всем работникам образования, в том числе и школьным психологам. Весьма вероятно, что заявленная тема заинтересует и некоторых родителей. Однако осмелюсь предположить, что найдется немного читателей, которые смогут, во-первых, понять содержание данной работы, а во-вторых — и это самое главное — приложить ее выводы к конкретному педагогическому процессу.

Единственный раздел книги, изложенный доступно, — описание тренинга педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Из этого раздела становится абсолютно ясно, что такое социально-психологический тренинг, каковы его цели, задачи и принципы проведения. Автор делится личным опытом организации тренинга педагогического взаимодействия (он провел более 300 групп). Однако опять же возникает вопрос: кто и как будет это использовать на практике? Учитель? Школьный психолог? Но их ли это работа?

По прочтении книги многие подобные вопросы остаются без ответа.

Марина СТЕПАНОВА