ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
В апреле этого года я была на выставке
«Школа-2002», где участвовала в обсуждении
проблемы профессионального общения учителей и
психологов. Я услышала, что некоторым психологам
трудно найти взаимопонимание с учителем. Эта
проблема мне знакома, так как 15 лет я проработала
учителем в школе, в которой училось 1500 детей и
работал всего один психолог.
На мой взгляд, моя неудовлетворенность
сотрудничеством с психологом была связана с
отсутствием отлаженной системы взаимодействия с
ним других школьных специалистов.
Если возникала психологическая
проблема, мне приходилось ждать своей очереди,
чтобы психолог мог прийти в мой класс и помочь
мне и детям. Я ни в коей мере не хочу обвинить в
этом психолога, чей труд я очень уважаю и
искренне ценю. Нестыковка в нашей работе была
связана с объективными причинами: большим
количеством классов и разнообразием направлений
работы школьного психолога.
Четыре года назад я пришла работать в
школу «Обыкновенное чудо», которая во многом
отличается от традиционной. Во-первых, это
школа-комплекс, в которой есть дошкольные группы
и классы начальной школы. (С этого учебного года
начнет функционировать среднее звено.) Во-вторых,
нам удалось оптимально решить проблему
профессионального взаимодействия учителей с
психологами (в психологической службе школы — 3
человека).
В нашей школе тесно сотрудничают три
коллектива: дети, педагоги, родители. Вся работа
ведется по пяти направлениям:
физическое развитие и укрепление
соматического здоровья;
развитие интеллекта;
формирование жизненно важных
социальных умений и навыков;
формирование основных навыков,
обеспечивающих безопасность жизни;
обучение основам экономики и права (с
9-го класса).
Есть и другие отличия, но хочется
поделиться нашим опытом взаимодействия учителей
начальных классов с психологами школы.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГАМИ
До перехода в школу «Обыкновенное
чудо», которой только 4 года, наши учителя
работали много лет в других школах города.
Несмотря на большой педагогический опыт, они не
имели необходимых психологических знаний и в
основном опирались на свою интуицию. Психологам
нашей школы удалось с первых дней качественно
организовать систему психологического
просвещения. Мы с интересом обсуждаем возрастные
особенности детей, траектории индивидуального
развития каждого ребенка, взаимодействие детей с
родителями и многие другие вопросы.
Беседы с коллегами для учителей
начальной школы — привычная форма работы. Но в
первое время сложно было включаться в активные
формы обучения, которые предлагали психологи:
участвовать в тренингах профессионального
роста, в сказкотерапевтических занятиях и
занятиях песочной терапией. Трудно было
открываться перед другими людьми, иногда
возникал страх новизны, и многое было непонятно.
Но от занятия к занятию эти барьеры разрушались,
и мы на себе ощутили эффективность этой живой
работы. Мы имели возможность побывать в роли
ребенка, почувствовать его изнутри, постепенно
исчезали и наши комплексы.
ПОЛЕЗНАЯ ДИАГНОСТИКА
Дважды в год в нашей школе проводится
психолого-педагогическая диагностика уровня
развития детей, по результатам которой мы
проводим психолого-педагогические консилиумы и
при необходимости составляем программы
индивидуальной помощи детям. В эти программы
входит углубленная диагностика, наблюдение за
ребенком в его учебной и внеучебной
деятельности, проведение коррекционных занятий.
Коррекционные занятия проводят психологи и
учителя.
Также психологи составляют
психологический портрет класса, с которым
знакомится учитель, выписывая важную информацию
о каждом ребенке в специальную тетрадь. Эту
тетрадь имеют возможность просматривать все
специалисты школы. Такая тетрадь есть в каждом
классе, и она очень помогает учителю в работе.
Результаты диагностики помогают нам
дважды в год давать характеристику на каждого
ребенка, в которой отражается его рост, успехи и
трудности. Такие письменные характеристики
способствуют установлению более тесной связи с
семьями обучающихся. Они содержат разную
информацию, бывает — приятную, а бывает — и
неприятную, которую не все родители готовы
принять. И тогда мы встречаемся с ними для
обсуждения трудностей, возникающих у ребенка, и
вместе ищем пути решения проблем.
В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ
В этом учебном году мы начали детально
изучать тему «Психодрама в образовании», но
понимаем, что вводить приемы психодрамы в
практическую работу с детьми нужно очень
осторожно.
Еще хочу рассказать об одном
направлении взаимодействия учителя первого
класса с психологом школы. Во втором полугодии с
детьми проводятся занятия
сказкотерапевтического курса «Волшебная страна
чувств». Этот курс новый, но мы уже смогли оценить
его практическую значимость. Иногда
первоклассникам очень трудно справиться с
каким-то чувством, например со злостью, обидой.
На занятиях, создавая в индивидуальной
песочнице свою волшебную страну чувств, дети
вводят главных героев — короля или королеву. Их
слугами являются чувства. Слуг много, но все они
подчиняются королю или королеве, и крайне важно,
чтобы в стране не случилось переворота, чтобы
королевский трон не заняло какое-либо чувство,
например злоба.
Этот курс глубоко влияет на
эмоциональную сферу детей, поэтому учитель при
возникновении конфликтных ситуаций на переменах
или уроках может спросить ребенка: «Кто в твоей
волшебной стране главный: король или обида?»
Сказкотерапевтическая работа и работа
с песком (в каждом классе нашей школы есть
песочница и большое количество мелких фигурок)
помогают нам создавать дружные детские
коллективы, а также разрешать проблемы общения
между детьми.
Нас радует, что ученики 3–4-х классов
могут самостоятельно прийти на консультацию к
психологу, а если он занят, записаться на
следующий день.
Каждый день в школе ярок, насыщен
разными событиями: педагогу нелегко все удержать
в памяти. Поэтому в каждом классе ведется
педагогический дневник наблюдений, с записями
которого знакомятся психологи. Эти наблюдения
помогают педагогам лучше спланировать свою
работу и скоординировать действия с психологами.
Мы стараемся работать в одной упряжке, для нас
важно, что мы работаем единой командой.
Татьяна ШАЛАЕВА,
учитель высшей категории
средней школы № 5 «Обыкновенное чудо»,
отличник народного просвещения,
г. Йошкар-Ола |