Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭКОЛОГИЯ РАЗУМА

Грегори Бейтсон. М.: Смысл, 2000

Ссылки на работы или устно высказанные идеи Грегори Бейтсона можно встретить в книгах по самым различным дисциплинам: от антропологии до общей семантики.

Бейтсон начал свой научный путь вместе с Маргарет Мид, занимаясь исследованием примитивных культур народов Океании. Затем ученый прошел через несколько этапов в становлении своих взглядов.

В 40-е годы он был увлечен зарождающейся тогда наукой — кибернетикой и сотрудничал с Норбертом Винером.

В 50-е занимался психиатрией и руководил исследованиями парадоксов патологической коммуникации при шизофрении.

Именно Бейтсону принадлежит знаменитое в психологии понятие «double bind» (переводится обычно как «двойная связь» или «двойная ловушка»): противоречивые послания, предъявляемые одновременно на разных уровнях коммуникации. Считается, что такого рода послания от матери к ребенку порождают у последнего состояние «расщепления» сознания, что может впоследствии привести, при определенных сопутствующих обстоятельствах, к развитию шизофрении.

Статья опубликована при поддержке клуба "OUM.RU". Всё о йоге - семинары в России и за рубежом, туры по России и за рубежом, а также рассказы о них, литература, медиа, энциклопедия йоги, уроки для начинающих онлайн, учебный центр в Москве. Преподаватели центра проводят занятия, состоящие из комплексов асан и пранаям, доступные цены. Посмотреть подробную информацию, расписание занятий, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.oum.ru/seminars/russia/vip assana/.

В последний период жизни Бейтсон разрабатывал науку о живом, пытаясь переосмыслить традиционные представления о разуме и материи.

Предлагаемая книга — сборник статей Бейтсона, опубликованных в научной периодике в 1935–1971 годах. Этот сборник составлен и систематизирован автором: «Статьи, относящиеся к временному отрезку в тридцать пять лет, собраны вместе, чтобы предложить новый способ думать об идеях и о тех совокупностях идей, которые я называю «разумами»... Как взаимодействуют идеи? Существует ли некоторый вид естественного отбора, который определяет выживание одних идей или смерть других? Какой тип экономики ограничивает разнообразие идей в данной области разума?»

Эти и другие вопросы ставит автор на страницах книги. И не только ставит, но и размышляет над ними, приглашая читателя в собственную лабораторию мысли. Этим Бейтсон напоминает мне М. Мамардашвили, жизнь и работа которого были непрерывным размышлением.

Бейтсон, по его собственному замечанию, пытается построить мост между наблюдаемыми фактами поведения и системой научных понятий, чтобы преодолеть разрыв между содержанием и формой. Насколько у него это получилось, можно судить лишь по его последним работам, которые не вошли в это издание. А пока нам предлагается уникальное путешествие по миру идей. Автор предлагает читателям пройти вместе с ним по извилистым лабиринтам антропологических, психологических, кибернетических идей, чтобы в итоге ощутить их неразрывную связь.

В этом нам помогают и «металоги» автора, напоминающие диалоги Платона:

— Папа, почему ты не используешь остальные три четверти своего мозга?

— Неприятность в том, что у меня тоже были школьные учителя. И они заполнили туманом около четверти моего мозга. Еще я читал газеты и слушал, что говорят другие люди, и это заполнило туманом еще четверть.

— А еще четверть, папа?

— А это туман, который я создал себе сам, когда пытался думать.

И все же пытался думать до конца жизни...

Александр ШАДУРА