В ПОИСКАХ ЗАТЕРЯННОГО КАМНЯ,
ИЛИ АЛМАЗ РАДЖИ
Психологическая игра для учащихся 6-го
класса
Окончание. См. № 35, 2002 г.
Упражнение
5.
Ведущий. Это упражнение выявит,
умеете ли вы анализировать. Каждой команде
предлагаются анаграммы — слова, преобразованные
путем перестановки входящих в них букв.
Необходимо как можно быстрее найти исходные
слова и записать их в бланк ответов.
Анаграммы — Ответы
лбко — блок
упкс — пуск
раяи — ария
еравшн — реванш
ркдети — кредит
окамднри — командир
вцтеко — цветок
лкбуинак — клубника
умызак — музыка
Примечание. Упражнения 2–5
разработаны Л.Ф. Тихомировой.
Упражнение 6.
Ведущий. Шерлок Холмс, Джеймс Бонд
и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без
фонаря поймает грабителя, который безлунной
ночью должен проникнуть в неосвещенный
королевский сад. Ожидая наступления полуночи,
криминалисты занимались каждый своим делом:
Шерлок Холмс читал, Джеймс Бонд смотрел
телевизор, майор Пронин отправился в соседнюю
комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12
часов ночи грабитель проник в сад, криминалисты
тоже выбежали туда. Майор Пронин первым схватил
грабителя. Почему он был первым?
Ответ записывается на бланк.
Правильный ответ: Шерлок Холмс и
Джеймс Бонд проводили время в ожидании
преступления при ярком свете. Попав в темноту,
они не смогли быстро сориентироваться, так как
сетчатке глаза нужно некоторое время, чтобы
адаптироваться к темноте. Майор Пронин находился
в комнате без света, его глаза уже адаптировались
к темноте, поэтому он первым схватил преступника.
Упражнение 7.
Ведущий. Сейчас вы посмотрите
видеозаписи некоторых фрагментов из фильмов. Вам
нужно запомнить все подробности и ответить на
вопросы.
Демонстрируется фрагмент фильма
«Джентльмены удачи», в котором главные герои
переносят радиаторы. После просмотра команды,
посовещавшись, должны ответить, сколько
радиаторов перенесли герои. Второй фрагмент — из
фильма «Место встречи изменить нельзя», Шарапов
приходит в логово Горбатого. Вопрос: как были
одеты действующие лица?
После выполнения этих упражнений жюри
объявляет результаты.
Ведущему на заметку
Видеофрагменты для этого упражнения
подбираются ведущим самостоятельно, в
зависимости от возможностей видеотеки и с учетом
количества команд.
Третье задание «Экспертиза»
Ведущий. Профессиональный
детектив должен обладать хорошим слухом,
обонянием, уметь по вкусу определять напитки. (Здесь
учащимся необходимо напомнить, что в реальной
жизни нельзя пробовать неизвестные напитки.)
Сейчас каждая команда направит своего эксперта,
который должен будет на вкус определить
содержимое этих стаканов и записать название
напитков. По завершении жюри объявит результаты.
Жюри дает оценку работе команд на этом
этапе и подводит общий итог, создавая
впечатление, что игра подходит к концу. Но вдруг
выясняется, что во время игры произошло
преступление — похищен «алмаз раджи».
Четвертое задание «Преступление и его
разгадка»
Ведущий. Вспомните, кто и когда
видел алмаз последний раз. Какие есть гипотезы о
возможном местонахождении алмаза? По-видимому,
действовали очень опытные и циничные
преступники: они оставили на месте преступления
зашифрованное письмо. Детективам придется
объединить свои усилия в разгадывании этого
преступления. Каждая команда получит по одной
части «шифровки». После разгадывания эти части
необходимо сложить вместе. Тогда у вас будет
возможность узнать, где спрятан алмаз.
Участники получают зашифрованное
письмо. В нем содержится намек на место, где
спрятан алмаз.
При проведении игры в московской школе
«Премьер» автор и его коллеги спрятали алмаз в
вазе с искусственными цветами. Письмо имело
такой текст:
Бьется сердце матадора
Средь густых лесов Гренады.
Там, где мертвое растенье,
Умные найдут награду.
Каждая из четырех команд получила по
одной строчке, которые после расшифровки
необходимо было сложить вместе. Шифр составлялся
следующим образом: буквы кириллицы в любом
порядке разделялись буквами латинского и
греческого алфавита, например:
QWБRЬSDЕFТGСNSЯ
(БЬЕТСЯ).
После того как «алмаз раджи» будет
найден, ведущий объявляет, что все детективы
проявили высочайшее профессиональное
мастерство и жюри решило продлить лицензии всех
агентств на максимальный срок — 10 лет.
Происходит выдача «лицензий» с заполненными
названиями агентств. Участникам предлагается
заключить и устный договор друг с другом о
сотрудничестве и взаимной помощи в дальнейшей
работе.
Рефлексия игры
Ведущий поздравляет всех участников с
успешным окончанием испытаний, желает им
дальнейших успехов. Участники, сидя в кругу,
завершают предложения: «Мы смогли найти алмаз,
потому что...», «Игра помогла мне увидеть в себе
такие качества, как...».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИЦЕНЗИЯ
Выдана________________________________
(название агентства)
________________________________________
В течение _____ лет данное агентство
имеет право выполнять свою деятельность в
соответствии с Уставом.
Председатель лицензионной комиссии__________________(подпись).
Число __________
Примечание для ведущего
В зависимости от хода игры, например, если у
команд было задание придумать, чем они будут
заниматься, какие дела расследовать, лицензию
можно дополнить: после слов «с Уставом» ставится
двоеточие и перечисляются виды деятельности.
Строки могут быть заполнены членами команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Родионов В.А., Ступницкая М.А.,
Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных
навыков. Ярославль, 2001
2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных
способностей ребенка. Младший подростковый
возраст. М., 2001
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
Мария СТУПНИЦКАЯ
E-mail: rodionov@premier.edu.ru
|