Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЛАСКОВЫЕ СЕТИ

Религиозная аддикция (зависимость)

В последнее время мне, как школьному психологу, пришлось столкнуться с трудностями совершенно специфического характера. Например, учитель замечает изменения в поведении ученика. Тот становится замкнутым, перестает принимать участие в общественной жизни. Его состояние можно охарактеризовать как отстраненность, погруженность в себя. При расспросах ребенок либо отмалчивается, либо уходит от прямых ответов. Все это не может не насторожить внимательного педагога.

Естественно в такой ситуации обратиться к родителям. И вот здесь начинается самое удивительное. Родители уверяют, что все в порядке. Да, их ребенок изменился, да, он не посещает школьные праздники, да, почти не общается с одноклассниками. «И хорошо! Ему хватает другого общения, — отвечают они, — среди своих. Мы посещаем с ним собрания Свидетелей Иеговы».

 

ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ. ПОЮЩИЕ ЛЮДИ

Я стояла среди поющих людей в большом зале кинотеатра. Взрослые и детские голоса сливались воедино, вознося хвалу Господу. Я ощущала себя здесь неуютно, так как не была частью этого хора. Я находилась на собрании организации «Свидетели Иеговы» и в который раз задавала себе вопрос: «Почему они счастливы здесь? Что дают им эти собрания? Зачем и почему они сюда ходят сами и приводят своих детей?»

В зале идет изучение статьи из журнала «Сторожевая башня». Обсуждают, как нужно приглашать в организацию новых членов. Процедура такова: сначала зачитывается абзац текста, затем задается вопрос аудитории. Вопросы напечатаны тут же, в журнале, ниже текста, никакой самодеятельности. В зале поднимаются руки желающих отвечать.

Отвечающий всегда только один, дискуссия не предусмотрена регламентом. Текст зачитывается дальше. Все чинно, благородно.

Следующим номером программы предусмотрена лекция-проповедь. Старейшина, человек лет двадцати пяти, говорит о дружбе, верности, семье и любви. Интонации голоса очень убедительны, слова красивы и правильны, но сводится все почему-то к тому, что друзей и любимых члены организации должны выбирать только здесь, в стенах организации.

Собрание закончилось, люди потянулись к выходу. Они знакомы друг с другом, улыбаются, беседуют, расходиться не спешат. Много бабушек-пенсионерок, мамы с маленькими детьми. Многие малыши за время собрания уснули, теперь просыпаются и бодро бегают вокруг. Мужчин поменьше, чем женщин, но есть. В основном вместе с семействами. Подростков не видно, слишком активный и независимый народ. Зато есть люди примерно двадцатилетнего возраста. Эти уходят сразу, не задерживаясь, будто немного стесняются себя и окружения.

Я сижу на лавочке перед кинотеатром. Ко мне подходит пара веселых бабушек, интересуются, зачем я здесь сижу, была ли на собрании. Разговорились. На вопрос, что дают им эти встречи, отвечают, что, изучая Библию, борются со своими недостатками, учатся их замечать.

Собеседницы уверяют меня, что детям эти собрания приносят пользу. Ребята, приходящие сюда с родителями, по их словам, серьезнее, чем сверстники, так как ответственны не перед людьми, а перед Богом. Они вежливы, исполнительны, спокойны и общительны. «Не нацепят короткие юбки!» — строго глядя на проходящую мимо стайку подростков, добавляет одна из «свидетельниц».

Да, они не смотрят мультфильмы и не отмечают со своими одноклассниками праздники (организация вообще не рекомендует отмечать праздники, так как в Библии о них ничего не говорится, а главная цель — жить по Библии). А общения им вполне хватает в собрании, здесь у них свой коллектив.

 

ПАГУБНАЯ СТРАТЕГИЯ

Стрессы — естественная составляющая нашей жизни. Многие люди, стремясь уйти от суровой реальности, оказываясь по разным причинам не в состоянии с ней бороться, пытаются искусственным путем изменить свое напряженное психическое состояние. Изменения эти могут происходить через прием некоторых веществ или постоянную фиксацию внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности). Это дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Потеря возможности удовлетворения сформированной аддиктивной потребности вызывает вторичное, не связанное с первичной проблемой ощущение психологического дискомфорта.

Описано множество видов зависимостей, в сети которых попадает современный человек. К аддиктивным агентам относят вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственное изменение настроения вызывает также и особая вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, работа с компьютером, секс, трудовая деятельность.

К этому списку можно смело причислить длительное прослушивание ритмичной музыки, просмотр телесериалов, навязчивое желание похудеть, все время поглощать пищу или хотя бы жевать, необходимость постоянно что-то покупать в магазинах, копить или тратить деньги и многое другое. Все это доставляет субъективно положительные эмоциональные ощущения. Грань между увлечением и патологией провести просто: достаточно на некоторое время лишить человека любимого занятия. Если наблюдается синдром отмены (ломка), то зависимость налицо.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства снятия психического напряжения постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем. Большинство людей находит для этого целую гамму способов: удовольствие общения с другими людьми, празднование знаменательных дат, веселое застолье, любимое дело, спорт, чтение, религия, увлечения и хобби и т.д. Но в случае аддиктивной зависимости один из способов релаксации становится относительно постоянным, ему уделяется все больше внимания, он превращается в стиль жизни.

Аддиктивная деятельность поглощает все силы, энергию, эмоции и время. Только она занимает мысли человека, только она определяет его стремления, только ею мотивируются поступки. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, такой человек не ищет точку опоры в других людях или в себе. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации.

 

УСЕРДНАЯ ЖАТВА

Рассмотрим механизм формирования аддиктивной зависимости в работе организации «Свидетели Иеговы». Для этих целей, в частности, используется журнал «Сторожевая башня».

1. Надо найти человека, испытывающего психологический дискомфорт.

Именно на эти поиски как на основное дело жизни и настраивают своих членов руководители организации. Провозглашаемая цель — спасение мира и человека — убеждает верующих в правильности и праведности их действий. Названия статей, изучаемых на собраниях, говорят сами за себя: «Делай свой успех очевидным», «Жните усердно», «Жните с радостью» (под жатвой понимается привлечение новичков) и др. Следуя призывам старейшин, этого нужно добиваться немедленно, повсеместно и всеми силами.

На большинстве фотографий в журналах хорошо одетые, улыбающиеся люди распространяют «Идеи Библии», привлекая новых членов организации. Служитель Иеговы, попадая в непривычную для себя ситуацию, когда ему нужно навязывать себя незнакомым людям, сможет найти опору именно в этих иллюстрациях, невольно идентифицируясь с изображенными на них привлекательными персонажами.

2. Затем предложить этому человеку способ решения его проблем, пусть даже иллюзорный, что обеспечит временное снятие напряжения.

Цитата из журнала: «Даже в этом беспокойном мире можно достичь счастья благодаря библейскому познанию о Боге, его царстве и его замечательном намерении относительно человечества. Если вы желаете получить больше информации или хотели бы, чтобы с вами проводилось бесплатное изучение Библии на дому, пожалуйста, пишите Свидетелям Иеговы по одному из адресов, указанных на странице 2» («Сторожевая Башня», 15 июля, 2001). Вот вам и решение всех ваших проблем!

Подчеркнутая респектабельность, уверенность в себе, преуспевающий вид старейшин рассеивают у членов организации закрадывающиеся сомнения. Играет роль и молодость старейшин: «Если они так скоро смогли достичь успеха и счастья, то почему бы и мне не попробовать».

3. Нужно позаботиться о том, чтобы человек испытывал яркие положительные эмоции.

На собраниях уделяется большое внимание созданию атмосферы дружественной поддержки и радушия. Человека, пришедшего на собрание, заставляют почувствовать себя частью группы. Этому способствует также и хоровое пение, и выделенный час между собраниями групп, в течение которого старейшина предлагает членам организации пообщаться между собой и пригласить друг друга в гости. Ведущие, безусловно, представляют собой образец искренности, участия, жизнеспособности при безусловном принятии идей культа. В подражание им так же активно-участливо ведут себя и другие члены собрания. Мощными социальными подкреплениями выступают демонстрируемые улыбки, постоянно высказываемое одобрение пришедшим, видимая любовь. Такое поведение не соответствует нашей повседневной жизни и поэтому вызывает особенно сильное действие: «Нигде меня так не любят, как здесь».

4. Нужно лишить этого человека возможности, хотя бы временно, снимать психическое напряжение каким-либо другим способом.

Возможность релаксации каким-либо другим образом пресекается строго, хотя это и не провозглашается напрямую. Фактически членам организации запрещается многое: праздновать какие-то праздники; близко общаться с людьми, не состоящими в организации; подбирать себе партнера по браку вне круга лиц, посещающих собрания достаточно долго; употреблять спиртные напитки, какие бы то ни было и в любом количестве; просто разговаривать с не посещающими встречи на темы, не относящиеся к миссионерству; смотреть телевизор; слушать музыку; читать прессу и вообще книги, кроме Библии и рекомендуемых в организации.

Жизнь верующих организована таким образом, что на любые другие занятия у них просто не остается времени. Ведь кроме посещений собраний они обязаны регулярно распространять журналы, приглашать на собрания новичков, проповедуя им на улицах и по домам. Кроме этого, нужно ходить к новым членам организации в гости, изучать с ними в индивидуальном порядке якобы Библию, а на самом деле предложенную руководителями книгу. Причем деятельность на благо организации контролируется самими же ее членами — они должны заниматься всеми этими делами в парах, состав которых постоянно меняется.

Через некоторое время нарушение психического комфорта человека будет происходить только в результате ограничения возможности участвовать в деятельности организации «Свидетели Иеговы». Чем, естественно, можно воспользоваться. А для каких целей — это уже совсем другая история.

 

Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть причину, которая заставила меня, школьного психолога, обратить внимание на эту тему.

Родители начинают водить детей на собрания чуть ли не с младенчества. Чем младше ребенок, тем более он пластичен, внушаем и беззащитен.

Может быть, действительно, дети, посещающие собрания, в связи с внушенной им ответственностью перед Богом, не беспокоят своих родителей какое-то время. Но не слишком ли дорога цена за это?

Светлана ГОРТИНСКАЯ