Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

МАЛЕНЬКИЙ ТИРАН

Ирина Прекоп. СПб.: Речь, 2002

Уж, казалось бы, столько раз я покупался на несоответствие обложки содержанию, что должен был бы выработать иммунитет. Ан нет, в очередной раз издателям удалось сбить меня с толку. Они хотят продать книгу как можно большим тиражом, поэтому стараются нацелить ее на возможно более массовую аудиторию. Содержание же для этого подходит далеко не всегда.

В угоду этому желанию пишутся неточные аннотации, используется максимально попсовое оформление и даже перевираются заголовки. В данном случае вивисекции подвергся подзаголовок. В результате немецкое «Как нужно сдерживать детей» превратилось в русское «Как дети манипулируют родителями».

Короче, предупреждаю: несмотря на название и ужасный рисунок на обложке, эта книга не для родителей! По крайней мере, далеко не для всех родителей. Скорее, она предназначена для психологов и психотерапевтов, которые при желании смогут «транслировать» содержание книги своим клиентам.

А в остальном, прекрасная маркиза, все более-менее хорошо. Автор — немецкий специалист, сторонница так называемой «удерживающей терапии» (отсюда и оригинальный подзаголовок). Но прежде чем рассказать, что это такое, она долго и тщательно разбирает несколько примеров, а также излагает мнение современной психологии по поводу властолюбивых детей.

Редчайший случай: автор не пытается объяснить появление большого количества таких детей какой-то одной причиной, хотя и намекает, что модная антиавторитарная педагогика внесла свой заметный вклад в актуальность проблемы. Но заявленная комплексность подхода просто свелась к констатации множества причин и их перечислению. Их взаимодействия и взаимовлияния я в книге не увидел.

Надо сказать, что вообще вся часть, посвященная причинам появления в доме маленького тирана, показалась мне не очень внятной. Автор, похоже, и сама не очень-то понимает, откуда берутся такие дети, хотя тщательно анализирует характеристики их семей. Слабость этого раздела особенно заметна на фоне яркости и живости примеров из многолетней практики автора.

Общая идея состоит в том, что современное технократическое общество лишило родителей возможности воспитывать детей неким «естественным» образом, а переменчивая мода на педагогические теории только усугубляет положение. В результате родители, воспитанные в детстве в строгости и приученные к режиму, пытаются вести себя по-другому — так чтобы ребенок не был ничем недоволен.

И все-таки грань между «баловством» детей и необходимостью удовлетворять их естественные потребности в эмоциональном и телесном контакте в книге остается размытой. Наверное, ее в принципе нельзя определить.

Что же касается удерживающей терапии, то за этим эффектным термином стоит довольно естественный подход, когда ребенку позволяют выплеснуть все свои чувства, пусть даже в яростной форме, но тем не менее физически удерживают его от агрессивных действий. По мнению автора, это дает одновременное ощущение свободы и поддержки.

Можно ли назвать этот метод новым словом в психотерапии, не уверен, но это наверняка не повредит, особенно если будет исполнено с любовью.

Марк САРТАН