МАЛЕНЬКИЙ ТИРАН
Ирина Прекоп. СПб.: Речь, 2002
Уж, казалось бы, столько раз я
покупался на несоответствие обложки содержанию,
что должен был бы выработать иммунитет. Ан нет, в
очередной раз издателям удалось сбить меня с
толку. Они хотят продать книгу как можно большим
тиражом, поэтому стараются нацелить ее на
возможно более массовую аудиторию. Содержание же
для этого подходит далеко не всегда.
В угоду этому желанию пишутся неточные
аннотации, используется максимально попсовое
оформление и даже перевираются заголовки. В
данном случае вивисекции подвергся
подзаголовок. В результате немецкое «Как нужно
сдерживать детей» превратилось в русское «Как
дети манипулируют родителями».
Короче, предупреждаю: несмотря на
название и ужасный рисунок на обложке, эта книга
не для родителей! По крайней мере, далеко не для
всех родителей. Скорее, она предназначена для
психологов и психотерапевтов, которые при
желании смогут «транслировать» содержание книги
своим клиентам.
А в остальном, прекрасная маркиза, все
более-менее хорошо. Автор — немецкий специалист,
сторонница так называемой «удерживающей
терапии» (отсюда и оригинальный подзаголовок). Но
прежде чем рассказать, что это такое, она долго и
тщательно разбирает несколько примеров, а также
излагает мнение современной психологии по
поводу властолюбивых детей.
Редчайший случай: автор не пытается
объяснить появление большого количества таких
детей какой-то одной причиной, хотя и намекает,
что модная антиавторитарная педагогика внесла
свой заметный вклад в актуальность проблемы. Но
заявленная комплексность подхода просто свелась
к констатации множества причин и их
перечислению. Их взаимодействия и взаимовлияния
я в книге не увидел.
Надо сказать, что вообще вся часть,
посвященная причинам появления в доме
маленького тирана, показалась мне не очень
внятной. Автор, похоже, и сама не очень-то
понимает, откуда берутся такие дети, хотя
тщательно анализирует характеристики их семей.
Слабость этого раздела особенно заметна на фоне
яркости и живости примеров из многолетней
практики автора.
Общая идея состоит в том, что
современное технократическое общество лишило
родителей возможности воспитывать детей неким
«естественным» образом, а переменчивая мода на
педагогические теории только усугубляет
положение. В результате родители, воспитанные в
детстве в строгости и приученные к режиму,
пытаются вести себя по-другому — так чтобы
ребенок не был ничем недоволен.
И все-таки грань между «баловством»
детей и необходимостью удовлетворять их
естественные потребности в эмоциональном и
телесном контакте в книге остается размытой.
Наверное, ее в принципе нельзя определить.
Что же касается удерживающей терапии,
то за этим эффектным термином стоит довольно
естественный подход, когда ребенку позволяют
выплеснуть все свои чувства, пусть даже в
яростной форме, но тем не менее физически
удерживают его от агрессивных действий. По
мнению автора, это дает одновременное ощущение
свободы и поддержки.
Можно ли назвать этот метод новым
словом в психотерапии, не уверен, но это
наверняка не повредит, особенно если будет
исполнено с любовью.
Марк САРТАН |