ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Р.Р. Калинина. СПб.: Речь, 2002
При чтении данной книги невольно
вспоминаются известные слова Льва Толстого о
том, что все самое главное в личности ребенка
закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка
до меня только шаг. От новорожденного до меня
страшное расстояние». Р. Калинина, понимая, что
упущенное в воспитании малыша ничем потом не
восполнишь, предлагает удивительно насыщенные
программы развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
Румия Калинина знакома читателям
«Школьного психолога» по публикациям в нашей
газете. Читатели имели возможность использовать
в своей работе предложенные ей программы
развития эмоциональной сферы дошкольников и
младших школьников, воспитания моральных
качеств у детей этого возраста. Этой же тематике
посвящены и материалы новой книги (правда, это
второе издание, дополненное и переработанное).
По жанру это методическое пособие. Его
адресат — психолог, работающий в детском саду,
воспитатель, логопед, дефектолог. Книга может
представлять интерес и для родителей,
стремящихся гармонично развивать своих детей.
Материалы объединены в крупные блоки: адаптация
дошкольников к условиям детского сада, развитие
эмоциональной сферы, знакомство с моральными
чертами характера, развитие коммуникативных
способностей, диагностика нравственного
развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Материалы исключительно живые,
жизненные, остроумные, реально выполнимые в
условиях дошкольного учреждения. Здесь есть и
игры, и праздники, и занятия, и сказки. Всегда
указывается возраст детей, которым они
адресованы.
Хочется отметить актуальность
нравственного воспитания для дошкольников.
Маленькие дети знакомятся с важнейшими
моральными качествами: добротой (и с ее оборотной
стороной — злобой), честностью, трудолюбием,
эгоизмом. Все это происходит в игре, при
разыгрывании этюдов, чтении сказок. В этой
воспитательной работе, конечно же, задействуются
эмоции и чувства детей: ведь именно через эмоции,
через проживание маленькими детьми различных
ситуаций и формируются навыки нравственного
поведения.
Самый значительный раздел книги
посвящен развитию эмоциональной сферы малышей.
Хотя специалистам понятно, что любая развивающая
работа с дошкольниками требует эмоциональной
опоры. (Впрочем, такая опора не будет лишней при
психологической работе с людьми любого
возраста.) В этом разделе приведены
психогимнастические упражнения (этюды), игры, а
также представлен сценарий спектакля. Малыши
узнают о разных человеческих чувствах (радости,
гневе, удивлении, страхе и т.д.), а самое главное —
учатся их выражать.
Есть в этой замечательной книге и
тренинг под названием «Страна понимания». Он
предназначен для работы с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Автор
ставит здесь цель — развитие коммуникативных
способностей. Но помимо этого (и это очень
значимо!), данный тренинг воспитывает у детей
важнейшие нравственные чувства, учит эмпатии.
Вызывает уважение гуманная позиция Р.
Калининой: каждый маленький человек — это
личность, достойная понимания. Об этом
свидетельствует такой маленький пунктик: в
правилах проведения занятий отмечается, что
принимать в них участие дети могут только
добровольно (слово «добровольно» — выделено
автором).
Важно еще отметить, что все
методические материалы разработаны автором на
основе практической работы в дошкольном
образовательном учреждении № 45 «Родничок»
города Пскова.
Ирина АРТЮХОВА |