ЦВЕТОВОЙ ИГРОТРЕНИНГ
Н.М. Погосова. СПб.: Речь, 2001
Это замечательное издание будет
интересно и полезно всем, кто так или иначе
взаимодействует с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста: психологам, педагогам,
логопедам, родителям.
Автор знакомит читателей со своей
программой комплексного развития ребенка с
использованием уникального метода цветовой
психокоррекции. Проработав более двадцати лет
учителем-логопедом в одном из детских дошкольных
учреждений, Н.М. Погосова постоянно занималась с
детьми сказкотерапией, а затем переключилась на
занятия с цветом.
Именно через развитие перцептивных
возможностей ребенка открывается наиболее
естественный способ влияния не только на его
эмоционально-волевую сферу, но и на личность в
целом. Данные занятия направлены на комплексное
развитие ребенка: малыш учится не только
различать цвета в окружающей жизни, но и
осознавать их внутри себя — как свои эмоции и
настроение.
Каждый цвет неразрывно связан с
природой и теми изменениями, которые происходят
в ней. Поэтому цвет становится образом,
своеобразной метафорой, через которую ребенок
воспринимает и познает окружающий его мир и свое
место в нем.
По мнению автора, любая творческая
самореализация «ведет к освобождению от
запретов и жестких правил, к принятию всех сторон
своей личности». А это открывает для маленького
человека возможность управлять своими
настроениями и эмоциями.
Книга является практическим пособием.
Читателям представлен обучающий цикл, состоящий
из шестнадцати занятий. Один из этих циклов
ознакомительный, другие посвящены работе с одним
из цветов, предложенных автором. Структура
занятий одинаковая. В начале каждого из них
формулируются цели предстоящей работы и
перечисляется необходимое оборудование. А затем
следует ряд упражнений на непосредственную
работу с цветом. Упражнения — самые разные.
Поражает фантазия автора и неизведанные ранее
возможности использования цвета.
Погружение в каждый из цветов
начинается с увлекательной игры: дети
отправляются в путешествие, в ходе которого они
оказываются в одной из разноцветных стран. Им
предлагается познать незнакомый для них мир,
используя все свои возможности. Выполняя
упражнения, дети рисуют, вырезают, рассказывают
стихи, слушают сказки, танцуют, фантазируют.
Это способствует развитию основных
психических процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения),
совершенствованию мелкой моторики руки и
координации движений.
Многие из упражнений решают и
познавательные задачи: развивают речь, учат
согласовывать различные ее части, осознанно
излагать услышанное.
Для удобства работы с детьми каждое
упражнение сопровождается инструкциями по их
проведению и подробными рекомендациями для
педагогов и родителей.
Автор предлагает свою прекрасную
развивающую программу всем, кто готов с ней
работать. Но к ней необходимо приложить самое
главное — любовь к детям и желание помогать им.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |