В ЧАСТНОЕ
ВРЕМЯ
Появление Интернета одни люди рассматривают
как новшество количественное, другие — как
качественное. Те и другие сравнивают Интернет с
книгопечатанием, которое, однако, тоже оценивают
по-разному: одни просто как новый способ передачи
информации, другие как создание совершенно новой
цивилизации. Книгопечатание, во всяком случае,
началось тогда же, когда началась новая эпоха в
истории европейских народов. Правда, ошибкой
было бы думать, что только с изобретением
типографского шрифта появилось «печатное
слово». Письменность изначально не только
фиксировала звуки, но отчасти смогла
зафиксировать и то, что всякое высказывание
существует в определенном поведенческом
контексте. Устная речь бывает по крайней мере
двух типов — возвышенная и бытовая, так и одна и
та же письменность сразу стала функционировать в
виде скорописи и в виде торжественной,
монументальной «вязи». Уже клинописные знаки
существовали в двух вариантах — упрощенном и
«высокоторжественном».
Книгопечатание углубило разрыв: отныне
рукописная страница всегда была менее
авторитетна, чем печатная.
«Печатный текст» — если понимать под этим и
собственно типографскую книгу, и переписанную
парадным письмом рукопись — имел право
восприниматься как более солидный, содержащий
заведомо более важную и авторитетную информацию.
Изготовление рукописи, написанной уставом, а не
скорописью, требовало большего времени, большей
затраты сил и средств. Готовность переписчика,
типографа, издателя пойти на такие затраты
свидетельствовала о его согласии с автором, о
том, что автор получил какое-то одобрение других
людей (и чем дороже издание, тем больше
одобрение). Создание печатной книги или
«уставной» рукописи означало, что автор текста
выдержал определенное испытание, проверку —
временем, научной дискуссией, культурной или
церковной иерархией.
Hо к экранному тексту или к тексту,
распечатанному на лазерном принтере, это ведь не
относится. Hапротив: на создание электронного
текста и его версий идет меньше сил и труда. Автор
электронного текста не проходит того испытания
критикой и обсуждением, испытания спросом,
которое проходит самый завалящий газетчик, — а
по форме его текста кажется, что прошел.
Форма оторвалась от содержания. Дело не только
в Интернете, а вообще в техническом прогрессе и
его итоге — обществе потребления, обществе
богатом более, чем любое из предыдущих
человеческих сообществ, в котором и свобода
поведения личности, соответственно, бесконечно
больше. Можно роскошным миллионным тиражом
издать глупость. Наше время — я называю его
Частным Временем (в противовес всей
предшествующей истории человечества —
Коллективному Времени) — не запрещает это
делать.
Да, любой графоман, человек сумасшедший,
невежда теперь может издавать свои сочинения
огромными тиражами, и они даже найдут спрос у
людей ему подобных. В Ассирийской империи было
строже с литературой, там любовные романы
хождения не имели, только летописи с описанием
царских завоеваний. Жемчужное зерно теряется,
причем не в навозной куче, это было бы полбеды, а в
куче искусственных жемчужин. Причем фальшивки
чрезвычайно агрессивны, они требуют признания,
признания себя нормой, они скандалят так, что
кажется, будто действительно они — норма. Они
требуют отмены всяких чинов и званий или, еще
лучше, присвоения каждому всех угодных ему чинов
и званий. Неизбежную для всякого общества
систему фильтрации, экзамена они считают
заговором против свободы мысли (что иногда, увы,
близко к истине), в том числе против своей мысли (а
вот это обычно от истины далеко). Их агрессия при
каждом удобном случае рвется и дальше, рвется
взять систему фильтров под контроль, и не всегда
безуспешно.
Изначально разделение письменности на низкую и
высокую отражало лишь стремление человечества
разделить интеллектуальные плоды своей
деятельности на спелые и незрелые, вкусные и
гнилые, полезные и вредные. Тысячелетиями текст,
изображенный особенно красивым шрифтом,
содержал в себе — точнее, предполагалось, что
содержал, — слова профессиональные и
качественные. Но именно в эти тысячелетия
благодаря профессионалам — не только
интеллектуалам, конечно, но и благодаря
профессионалам-политикам,
профессионалам-военным — человечество познало
величайшие несчастья, величайшие трагедии, войны
вплоть до мировых, костры от книжных до атомных.
Конечно, всегда остается альтернативная
история: а что было бы, если бы не было социальных
фильтров, экзаменов, испытания милостью
правителя или рынка? Может, тогда человечество,
доверяясь непроверенным идеям и проповедям,
давно бы себя погубило окончательно. Что ж,
теперь мы вступаем именно в такую эпоху, и пока
время не более, а менее кровавое.
Яков КРОТОВ
(Из статьи «Печатное слово в
частное время». Полностью статья была
опубликована в журнале «Новое время» 2 августа 1998
г. и в Интернете по адресу http://www.krotov.org/yakov/past/20/internet.html
) |