ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ФАКТОР
О статье Г.В. Бурменской
«Типологический анализ онтогенеза
индивидуальных различий» (Вопросы психологии,
2002, № 2, с. 5—13)
Строго говоря, ни в одном разделе
психологии нельзя принципиально отвлекаться от
вопроса об индивидуальных различиях.
Б.М. Теплов
Не так давно на страницах журнала «Вопросы
психологии» был организован круглый стол
«Психология ХХI века: пророчества и прогнозы». В
числе обсуждаемых вопросов был следующий: «За
какими психологическими направлениями и
научными школами будущее?» Ведущие
отечественные психологи перечисляли школы и
направления, называли имена известных
исследователей. Оригинальным оказался ответ В.А.
Иванникова, по мнению которого новые подходы
будут рождаться из задач практики. Суждено ли
данному пророчеству сбыться, покажет время.
Однако уже сейчас некоторые факты
психологической науки скорее подтверждают, чем
опровергают данную точку зрения.
Именно таким фактом и явилось появление новой
отрасли психологии — дифференциальной
психологии развития, о чем рассказала читателям
«Вопросов психологии» Г.В. Бурменская в своей
статье «Типологический анализ онтогенеза
индивидуальных различий».
Автор статьи обосновывает необходимость
создания дифференциальной психологии развития
как особого раздела возрастной психологии. В
психологических словарях дифференциальная
психология определяется как отрасль психологии,
изучающая психологические различия между
индивидами и группами людей, причины и
последствия этих различий; а возрастная — как
изучающая закономерности этапов психического
развития и формирования личности на протяжении
онтогенеза человека от рождения до старости. На
их пересечении и родилась дифференциальная
психология развития.
С самого начала автор убедительно проводит
мысль о том, что актуальность исследований
дифференциального аспекта возрастного развития
диктуется прежде всего психологической
практикой, в том числе и практикой образования. С
этим трудно не согласиться: приводимые автором
результаты экспериментальных исследований не
столько иллюстрируют, сколько лишний раз
доказывают, что многие теоретические проблемы
были поставлены не в научных лабораториях, а в
ходе общения с детьми.
РОДСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дифференциально-психологический подход к
образованию не является новым для нашей науки. 15
лет назад увидела свет книга немецкого психолога
Г. Клауса «Введение в дифференциальную
психологию учения» (М.: Педагогика, 1987).
Автор данной книги занимался изучением
условий, определяющих особенности учения у
человека, и проанализировал индивидуальные
особенности учебной деятельности.
Г. Клаус выделяет когнитивный компонент
учебной деятельности и описывает индивидуальные
особенности восприятия информации, ее
переработки и хранения и затем использования. Он
также отмечает различия в личностных
характеристиках учащихся, к которым относит пол,
возраст, особенности когнитивного стиля и
мотивации достижения.
Данная книга предназначена практикам —
педагогам и психологам. Автор предлагает
рассматривать ее как руководство к действию при
условии конструктивного синтеза полученных
сведений с собственным опытом и убеждениями.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Статья Г.В. Бурменской, теоретическая по своему
содержанию, также имеет выход в практику.
Автор справедливо отмечает, что при решении
практических проблем психологи опираются на
периодизацию Выготского—Леонтьева—Эльконина,
в которой заложены нормативы психического
развития ребенка. При этом данная периодизация
«не содержит каких-либо указаний на
вариативность конкретных форм осуществления
нормативного развития». В то же время в
практической деятельности психолог имеет дело с
конкретными, нередко специфическими и
своеобразными вариантами развития. По мнению
автора, это противоречие может быть разрешено
путем разработки дифференциального подхода к
возрастному развитию.
Сегодня много пишут о так называемых трудных
детях — педагогически запущенных, с
отклоняющимся поведением и т.д., но это не
приводит к качественному сдвигу в общем
состоянии проблемы онтогенеза индивидуальных
различий. Возрастная психология по-прежнему дает
общую картину онтогенеза без учета
вариативности его различных форм, а
дифференциальная психология описывает
многообразие индивидуально-психологических
различий, но без учета их возрастной динамики.
Автор совершенно справедливо задается вопросом:
как же можно представить общие черты
методологически обоснованного подхода к
исследованию онтогенеза индивидуальных
различий?
По мнению Г.В. Бурменской, основания для
выделения индивидуальных вариантов следует
искать в ключевых возрастных новообразованиях.
Опираясь на разработанную в отечественной
психологии схему возрастной периодизации,
необходимо проанализировать возрастные
новообразования с точки зрения их специфических
форм. Суть развиваемого подхода: важнейшие
возрастные новообразования формируются в
индивидуально-типической форме.
На основании всего сказанного автор делает
важный для теоретической и практической
психологии вывод: возрастная психология
развития будет принципиально неполной, пока не
будут описаны основные типы и варианты
психологических новообразований. Тем самым
автор надеется преодолеть колоссальный разрыв
между закономерностями развития, отображенными
в периодизации, и картиной развития конкретного
ребенка. Этот разрыв «должен быть заполнен
типологической картиной индивидуальных
вариантов развития в онтогенезе».
Представленный подход на первый взгляд кажется
настолько очевидным, что возникают подозрения
относительно его новизны и своеобразия. Однако
автор убедительно показывает принципиальное
отличие данного типологического подхода от
эмпирических типологий, в которых описание
вариантов развития базируется на отдельном
признаке или совокупности разнородных
признаков.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Результаты двух экспериментальных
исследований наглядно иллюстрируют возможности
и особенности применения типологического
подхода.
При изучении становления характерологических
особенностей у детей младшего школьного
возраста (Г.В. Бурменская, Н.С. Чернышева) были
выделены три формы новообразования в сфере
общения: уступчивая, когда ребенок умеет и готов
согласиться с партнером по общению; доминирующая
— ребенок настаивает на своей позиции;
отстраненная, при которой отсутствует активное
взаимодействие и ребенок не настаивает на своей
точке зрения, но и не уступает.
Обращение к типологическому подходу при
исследовании психического развития детей с
выраженными особенностями произвольной
регуляции (Г.В. Бурменская, И.В. Забегайлова)
позволило выделить пять групп детей младшего
школьного возраста с разным соотношением
показателей произвольности и
рефлексивности/импульсивности.
Авторам удалось показать, что особенности
развития произвольности поведения проявляются в
ходе общения с педагогами, сверстниками и
родителями и влияют на мотивационно-личностное
развитие. Оказалось, что недостаточный уровень
развития произвольности обусловливает такие
трудности в общении, как неумение сотрудничать,
недостаточная ориентация на партнера, слабое
развитие коммуникативных навыков, а также
затрудняет формирование адекватной самооценки.
КОМУ ЭТО НУЖНО
Типологический подход поможет всем желающим
разобраться в закономерностях психического
развития детей. Это в равной мере относится и к
тем, кто имеет дело с нормально развивающимися
детьми, и к тем, кто работает с детьми,
нуждающимися в специальной помощи.
Что касается теории, то автору удалось в
противовес эмпирическому описанию
многообразных линий психического развития
предложить модель целостного онтогенеза. Автор
утверждает, что типологические особенности
должны занять «место опосредующего звена в
классической дихотомии возрастных и
индивидуальных особенностей развития».
Данный подход, продиктованный потребностями
психологической практики, позволяет сделать
важные практические выводы, так как приближает к
решению задачи «сочетания логики анализа
закономерного и уникального в развитии ребенка».
ВЫВОДЫ
Познакомившись с небольшой журнальной
публикацией, хочется сделать два важных вывода.
Первый. Идеи, высказанные Г.В. Бурменской,
действительно позволяют решить некоторые
практические вопросы. Только что начался учебный
год, и перед школьным психологом встает задача
выделения групп детей внутри одной возрастной
категории.
Учащиеся одного возраста отличаются друг от
друга по полу, росту, манере одеваться,
особенностям характера, стилю общения и т.д. Для
врача важны показатели состояния зрительной,
нервной, сердечно-сосудистой систем. Педагог
делит всех детей на сильных, слабых и средних в
зависимости от успеваемости, классный
руководитель — на ответственных и тех, на кого
нельзя положиться. Психолога же подобные
классификации не устраивают. Обращение к
типологии развития помогает психологически
грамотно провести типологическую классификацию
детей с учетом возрастных новообразований.
Другое дело, что данная задача не может быть
решена силами самих практических психологов.
Определение вариантов развития не является
самоцелью, а служит поиску направлений
коррекционно-психологической работы.
Второй. Многие психологи оценивают современное
состояние психологии как кризисное. Если это так,
то вполне логично обратиться к идеям Л.С.
Выготского о причинах и движущих силах
психологического кризиса. Этот ученый отмечал,
что психология должна перестроить свои принципы
так, чтобы они выдержали высшее испытание
практикой. Подход Г.В. Бурменской отвечает этому
требованию. «Практика выдвигает постановку
задач и служит верховным судом теории», — писал
Л.С. Выготский как будто специально для нас.
ОБЩИЙ ЗАКОН
40 лет назад Б.М. Теплов сказал, что в прикладных
отраслях нашей науки проблема индивидуальных
различий давно уже стала одной из важнейших, и
это определяется запросами практики. Он считал
ненормальным такое положение вещей, при котором
общая психология вычеркивает из своего
содержания проблему индивидуальных различий, а
прикладная психология ограничивается их
изучением. Иначе говоря, «конкретное проявление
любого общего закона психологии всегда включает
в себя фактор личности, фактор индивидуальности»
(Б.М. Теплов).
Сегодня эти слова сбываются. Примером тому
служит исследование Г.В. Бурменской, доказавшее
право на существование дифференциальной
психологии развития.
Говоря словами Г.В. Бурменской, разрыв между
общими закономерностями развития и их
конкретными проявлениями постепенно
заполняется типологической картиной
индивидуальных форм психологических
новообразований.
В заключение хочется отметить, что статья Г.В.
Бурменской написана строгим научным языком, она
выделяется среди многочисленных публикаций по
психологии профессиональной грамотностью. Ее
чтение — занятие не из легких, оно требует
определенной подготовки и предполагает
знакомство с трудами ведущих отечественных
психологов.
Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ |