КНИГИ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М.:
Совершенство, 1998 (существует также другое
издание: Джеймс У. Психология в беседах с
учителями. — СПб.: Питер, 2001).
Классика. Книга, написанная еще в конце ХIХ в.,
представляет собой первый и по сей день
непревзойденный опыт популярного изложения
психологических идей для педагогов. Основана на
лекциях Уильяма Джеймса, прочитанных
американским учителям. Несмотря на значительный
прогресс психологической науки с той давней
поры, высказанные автором идеи сохраняют свое
значение поныне. Важное достоинство книги —
понятный язык для педагогов.
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М.:
Совершенство, 1997.
Еще один образец психологической классики,
которая в наши дни звучит актуальнее многих
современных трудов.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.:
Педагогика, 1991.
Одна из ранних работ Выготского, в которой еще
не нашла отражения культурно-историческая
теория развития психики, оформившаяся позднее.
По словам автора, книга «хотела бы прийти на
помощь нашей школе и рядовому учителю и
способствовать выработке научного понимания
педагогического процесса в связи с новыми
данными психологической науки». При этом, говоря
о новых данных, следует иметь в виду, что первое
издание книги увидело свет в 1926 г. Однако, как
указывает в предисловии академик В.В. Давыдов,
«ознакомление с текстом предлагаемой книги
позволит нынешнему читателю, и прежде всего
рядовому учителю, ощутить сходство и близость
обсуждаемых в ней вопросов с острыми, больными и
противоречивыми проблемами нашего современного
образования, над решением которых бьются наши
практики-учителя и ученые-исследователи».
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.:
Академия, 1998 (есть и другие издания, также
готовится новое).
В книге наиболее полно в отечественной
литературе отражен современный подход к
проблемам обучения. Здесь о новых данных
психологической науки можно говорить в
буквальном смысле. Отличный материал по
построению учебной деятельности детей, особенно
хорош для учителей начальной школы.
Зюзько М.В. Психологические консультации для
начинающего учителя. — М.: Просвещение, 1995.
Прекрасная научно-популярная книга, в которой
на живом материале описаны и разъяснены многие
психологические особенности учительского труда.
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии
развития. — М.: Когито-Центр, 2000.
В доступной форме излагаются современные
подходы к возрастному развитию психики. В
отличие от других изданий по данной тематике эта
книга довольно компактна.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. — М.: Тривола, 1995 (есть и несколько
других, более поздних изданий).
Те же проблемы, что и в предыдущей работе,
отражены с позиций отечественной психологии
одним из наиболее компетентных российских
авторов.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический
справочник учителя. — М.: Совершенство, 1998.
Книга, впервые изданная в 1991 году, была
существенно доработана с учетом современной
переориентации деятельности школы и педагога. В
ней содержатся ответы на множество практических
вопросов, волнующих учителей. Кроме того, учитель
найдет в книге большое количество информации по
возрастной и педагогической психологии, которая
может быть полезна для него как для
развивающегося профессионала. Несмотря на
некоторую эклектичность, книга может служить
хорошим справочным источником.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом
общении. — М.: Просвещение, 1987.
Это давнее издание, адресованное
непосредственно учителю, наиболее полно и
доступно освещает проблемы общения в учебном
процессе.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая
теория и практика обучения. — М.: Педагогика, 1984.
Блестящий образец педагогической психологии в
ее английском варианте. В свое время книга
вызвала у нашего читателя огромный интерес,
которого заслуживает и поныне.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.:
Логос, 2001.
Очень качественный, современный учебник, много
чисто педагогической информации.
Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М.:
Издательство «Ось-89», 1997.
Судьба и Рок, «составляющие» судьбы, поиск
смысла, жизненное пространство личности,
смысложизненное содержание образования — этим
проблемам посвящена книга. В ней раскрыто
соотношение двух линий судьбы — объективно
предопределенной и субъективно преобразующей;
рассмотрены психологическая сущность смысла
жизни и его роль в человеческой судьбе; дано
целостное представление о жизни человека, ее
основных этапах и их соотношении.
Книга не предназначена педагогам. Ее адресат —
Учитель в широком смысле слова. Тот, кого волнуют
проблемы развития человека.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в
педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
В книге приведены подлинные конфликтные
ситуации между учителями и учениками. Автор не
просто хорошо осознает проблему педагогического
конфликта. Чувствуется большой практический
опыт. Автор показывает, что источником большей
части конфликтов является сам учитель. В книге
анализируются причины и поводы конфликтов,
обозначаются типы конфликтов и те позиции,
которые могут занять педагоги. Что очень важно,
книга содержит конкретные практические
рекомендации педагогам по преодолению
конфликтных ситуаций.
Жутикова Н.В. Учителю о практике
психологической помощи. — М.: Просвещение, 1988.
Жутикова не педагог, а психотерапевт, но она
очень хорошо знает проблемы образования. Она
раскрывает приемы психологической помощи,
необходимой учителю в повседневной работе для
предупреждения отклонений в психическом
развитии, коррекции невротических проявлений у
детей и подростков, а также для нормализации
психологического климата в коллективе. Одна из
главных целей книги — способствовать повышению
психологической культуры и чувства
ответственности учителя и вообще любого
взрослого за каждое слово, обращенное к детям.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной
жизни: Беседы психолога. — М.: Просвещение, 1990.
Еще одна книга того же автора. В ней раскрыты
многочисленные, большей частью не замечаемые
старшими, привычно-бездумные стереотипы
взаимоотношений с младшими, приводящие к
искривлению характеров и жизненных судеб детей.
Книга насыщена множеством эмоционально
напряженных примеров. Самокритичность поможет
читателю если не увидеть в примерах собственное
поведение, то по крайней мере воздержаться от
подобного.
Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор
стратегии профессиональной жизнедеятельности
педагога. — М.: Сентябрь, 1999.
Одним из важнейших аспектов проблемы
гуманизации образования является поиск путей
оптимального профессионального развития
учителя, считает автор этой книги, доктор
психологических наук. В книге рассмотрены
альтернативные стратегии профессионализации
учителя, обозначенные уже в названии.
Анализируются актуальные проблемы
профессионального здоровья,
психолого-педагогической компетентности,
эмоциональной и поведенческой гибкости учителя.
Речь идет об учителе как руководителе, о
педагогической деятельности и педагогическом
общении, о творческости и невротичности
педагогов.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.:
ЧеРо, 1998.
Без комментариев. Одна из лучших книг для всех
— психологов, родителей, учителей.
Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти...
(Техника профессионального поведения). — М.:
Народное образование, 1994.
Блестящий язык книги — не самое главное ее
достоинство. Автор обращает внимание читателей
на тонкости поведения учителя в его работе с
детьми. При этом Д.А. Белухина более всего
интересуют психологические аспекты подобной
деятельности — вопросы саморегуляции,
самоконтроля, аутотренинга и т.п. Автор исходит
из простой истины: мы таковы, какими нас видят
окружающие. Книга написана легко, остроумно, в
ней открываются авторская эрудиция, самоирония,
артистизм — все те признаки, что присущи
подлинно талантливой книге.
Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы
дисциплины. — М.: Генезис, 1997.
Представляет собой пособие по проведению
тренинга, но вполне может рассматриваться как
книга для самостоятельного чтения.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (все 4
части). — М.: Генезис, 1998.
Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2001
Каждый, кто проводит групповые занятия с
детьми, найдет здесь подходящие игровые
процедуры. Учителю не составит труда найти среди
почти трехсот игр такие, которые соответствуют
целям и задачам проводимой работы,
профессиональным и личностным возможностям.
Необычайно подкупает эмоциональная
насыщенность каждой игры, акцент на
импровизацию, спонтанную активность участников,
продуманность, технологичность проведения.
Описание игры включает ее цели и возможности,
необходимый материал, инструкцию для ведущего,
вопросы для анализа.
Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе
и дома. — М., 1995.
Книга отвечает на распространенные вопросы
детей и взрослых. Почему мы боимся школы?
Родители — педагогов, педагоги — администрацию
и контролеров «свыше», а дети — всех взрослых
вместе, стоящих над ними? Как преодолеть эти
страхи через специальную организацию учебной
деятельности ребенка со взрослым — родителем,
психологом или педагогом? Как это организовать в
классе? А если на это рассчитывать не приходится,
то как можно осуществлять индивидуальную помощь
ребенку? Какие типичные ошибки допускают
взрослые в индивидуальной работе с отстающими в
учебе детьми и как их можно преодолеть?
Прочитав книгу, учитель сможет понять, как
сделать радостными те часы, которые ребенок и
взрослый проводят вместе за уроками. |