Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Недавно в нашей газете были напечатаны материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», а также статья Марины Битяновой «Вперед... в прошлое» (см. № 31, 2002). Сегодня мы представляем вашему вниманию отклики читателей на эти публикации.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Изучив материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», опубликованные в газете «Школьный психолог», мы, педагоги-психологи образовательных учреждений г. Новосибирска и районов области, решили выразить свое мнение.

Мы согласны, что в целях рациональной организации работы педагога-психолога необходимо иметь ориентировочное распределение его рабочего времени, хотя очень спорным является вопрос о времени на подготовку или анализ (полчаса на подготовку полуторачасового «просветительского» мероприятия?!!). Предложенные нормативы не учитывают, на наш взгляд, ни особенностей образовательного учреждения, ни особенностей проводимого мероприятия, ни квалификации психолога и т.д. То же касается и объемных ориентировочных показателей деятельности педагога-психолога.

Мы полагаем, что предложенные проекты рабочей документации педагога-психолога делают его работу формальной. Количественные показатели работы педагога-психолога — это важно, но куда важнее — содержательные, качественные.

При этом необходимо установить (после предварительного и широкого обсуждения в профессиональном сообществе) единые критерии оценки качества выполнения работы психолога.

Считаем необходимым развести функциональные обязанности психологов образовательных учреждений (педагогов-психологов) и психологов ППМС-центров.

Хотелось бы в окончательной редакции нормативно-правовых документов службы практической психологии образования в системе Минобразования РФ конкретизировать вопрос о нормативах по количеству учащихся, с которыми взаимодействует психолог в режиме психологического сопровождения.

Так, в предложенных к обсуждению материалах указывается объем группового обследования 10–20 классов (групп), что, согласитесь, является весьма значительным диапазоном в работе школьного психолога. В настоящий момент существующие в г. Новосибирске документы, по которым на школу выделяется одна штатная единица, не учитывают существенной разницы в количестве учащихся в разных школах (от 300 до 2000 человек).

На самом деле положение еще более обостряется, так как с некоторых пор возникли проблемы с реализацией этих документов: психологи принимаются только на уже открытые ранее ставки, а новые ставки психологов не открываются, что приводит к «вымыванию» кадров социально-психологической службы образования. Это становится особенно непонятным в рамках принятой Министерством образования РФ Концепции модернизации российского образования, подчеркивающей необходимость дальнейшего развития социально-психологической службы образовательных учреждений.

Мы предлагаем отложить утверждение на коллегии МО РФ документов по психологической службе образования, хотя без них и очень сложно работать. Нужно пригласить к доработке документов психологов-практиков, управленцев, юристов, педагогов и других специалистов.

Грустно, когда после стольких лет нелегкой работы, решения, наконец, вопроса о «нужности психолога в образовательном учреждении» на разных уровнях и зарабатывания этой «нужности» и авторитета у педагогов, детей, родителей (а это очень непросто), мы возвращаемся к основным направлениям деятельности: диагностика, коррекция и пр.

Всего 86 подписей,
г. Новосибирск

P.S. Это письмо мы направили в Министерство образования РФ, а его копию посылаем вам, в редакцию «Школьного психолога». Документы официальной почтой не пришли, с И.М. Камановым связаться по телефону не удалось. Может быть, и не было официального совещания? Спасибо «Школьному психологу», всю информацию о нашей жизни узнаем через редакцию.

С уважением

Вера ШАБАНОВА