Недавно в нашей газете были напечатаны
материалы Всероссийского совещания «Служба
практической психологии в системе образования
России. Итоги и перспективы», а также статья
Марины Битяновой «Вперед... в прошлое» (см. № 31,
2002). Сегодня мы представляем вашему вниманию
отклики читателей на эти публикации.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ
Изучив материалы Всероссийского
совещания «Служба практической психологии в
системе образования России. Итоги и
перспективы», опубликованные в газете «Школьный
психолог», мы, педагоги-психологи
образовательных учреждений г. Новосибирска и
районов области, решили выразить свое мнение.
Мы согласны, что в целях рациональной
организации работы педагога-психолога
необходимо иметь ориентировочное распределение
его рабочего времени, хотя очень спорным
является вопрос о времени на подготовку или
анализ (полчаса на подготовку полуторачасового
«просветительского» мероприятия?!!).
Предложенные нормативы не учитывают, на наш
взгляд, ни особенностей образовательного
учреждения, ни особенностей проводимого
мероприятия, ни квалификации психолога и т.д. То
же касается и объемных ориентировочных
показателей деятельности педагога-психолога.
Мы полагаем, что предложенные проекты
рабочей документации педагога-психолога делают
его работу формальной. Количественные
показатели работы педагога-психолога — это
важно, но куда важнее — содержательные,
качественные.
При этом необходимо установить (после
предварительного и широкого обсуждения в
профессиональном сообществе) единые критерии
оценки качества выполнения работы психолога.
Считаем необходимым развести
функциональные обязанности психологов
образовательных учреждений
(педагогов-психологов) и психологов ППМС-центров.
Хотелось бы в окончательной редакции
нормативно-правовых документов службы
практической психологии образования в системе
Минобразования РФ конкретизировать вопрос о
нормативах по количеству учащихся, с которыми
взаимодействует психолог в режиме
психологического сопровождения.
Так, в предложенных к обсуждению
материалах указывается объем группового
обследования 10–20 классов (групп), что,
согласитесь, является весьма значительным
диапазоном в работе школьного психолога. В
настоящий момент существующие в г. Новосибирске
документы, по которым на школу выделяется одна
штатная единица, не учитывают существенной
разницы в количестве учащихся в разных школах (от
300 до 2000 человек).
На самом деле положение еще более
обостряется, так как с некоторых пор возникли
проблемы с реализацией этих документов:
психологи принимаются только на уже открытые
ранее ставки, а новые ставки психологов не
открываются, что приводит к «вымыванию» кадров
социально-психологической службы образования.
Это становится особенно непонятным в рамках
принятой Министерством образования РФ Концепции
модернизации российского образования,
подчеркивающей необходимость дальнейшего
развития социально-психологической службы
образовательных учреждений.
Мы предлагаем отложить утверждение на
коллегии МО РФ документов по психологической
службе образования, хотя без них и очень сложно
работать. Нужно пригласить к доработке
документов психологов-практиков, управленцев,
юристов, педагогов и других специалистов.
Грустно, когда после стольких лет
нелегкой работы, решения, наконец, вопроса о
«нужности психолога в образовательном
учреждении» на разных уровнях и зарабатывания
этой «нужности» и авторитета у педагогов, детей,
родителей (а это очень непросто), мы возвращаемся
к основным направлениям деятельности:
диагностика, коррекция и пр.
Всего 86 подписей,
г. Новосибирск
P.S. Это письмо мы направили в
Министерство образования РФ, а его копию
посылаем вам, в редакцию «Школьного психолога».
Документы официальной почтой не пришли, с И.М.
Камановым связаться по телефону не удалось.
Может быть, и не было официального совещания?
Спасибо «Школьному психологу», всю информацию о
нашей жизни узнаем через редакцию.
С уважением
Вера ШАБАНОВА |