ПСИХОДИАГНОСТИКА
ДЕТЕЙ
Составитель А.С. Галанов.
М.: ТЦ Сфера, 2002
Знакомство с этим изданием приближает
практических психологов к цивилизованному и
корректному использованию диагностических
методик. В книге содержится не только подборка
«наиболее используемых за рубежом
адаптированных российскими психологами» тестов
для психодиагностики детей от 3 до 15 лет, но и
серьезный теоретический материал, который А.С.
Галанов обозначает как «Введение в
психодиагностику».
Здесь читатели могут получить
представление о самой процедуре
психодиагностики, ее роли в изучении личности
человека, о классификации психодиагностических
процедур. Важным, особенно для начинающих
специалистов, является знакомство с подходами к
выбору диагностических процедур. Подробно и
всесторонне рассматриваются критерии
валидности и надежности диагностических
методик, а также даются понятие нормы в
психодиагностике и необходимая информация о
тестах.
Осознавая всю сложность
самостоятельного получения показателей
валидности и надежности, А.С. Галанов предлагает
читателям лишь познакомиться с их
психологическим смыслом.
Отдельный раздел посвящен применению
рисуночных тестов в детской психодиагностике.
Здесь отражена история этого метода, дается
характеристика изобразительной деятельности
детей в разные возрастные периоды. Для
психодиагностической работы читателям
предлагается авторская модификация популярного
среди психологов теста Гудинаф—Харриса
«Нарисуй человека». По сравнению с известными
вариантами, в данном случае расширены и
дополнены критерии оценки рисунка и разработаны
нормативные показатели для детей 3—4 и 5—7 лет
(отдельно для девочек и мальчиков). В приложении
читатели найдут графические иллюстрации к тесту.
Для работы с детьми А.С. Галанов
предлагает использовать целый ряд методик: тест
интеллекта Р. Кэттелла, свободный от влияния
культуры; тест вербального интеллекта;
скриннинговый тест школьной зрелости; тест
диагностики информированности ребенка о
социальном окружении и картинно-словарный тест.
Дается подробное описание структуры
каждой из предлагаемых диагностических методик,
ее психометрических параметров, а также самой
процедуры тестирования.
Эта информация дополняется данными,
полученными А.С. Галановым при проверке
возможностей использования предлагаемых
тестовых методик, в частности, приводятся
коэффициенты корреляции с другими тестами и
данные по стандартизации.
В комплект, помимо основной книги,
входит рабочая тетрадь, где собрано все
необходимое для проведения тестирования: бланки
ответов, стимульные материалы и инструкции к
заданиям.
Можно отметить добросовестный подход
автора к процедуре психодиагностики. Весь
тестовый материал тщательно проверялся
психологами из Ярославского государственного
университета, центра «Психодиагностика» и
центра психологической коррекции и развития
«Юнона». Поэтому книга будет полезна как
начинающим психологам, так и специалистам,
занимающимся углубленным изучением
особенностей детского развития.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |