Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

Составитель А.С. Галанов. М.: ТЦ Сфера, 2002

Знакомство с этим изданием приближает практических психологов к цивилизованному и корректному использованию диагностических методик. В книге содержится не только подборка «наиболее используемых за рубежом адаптированных российскими психологами» тестов для психодиагностики детей от 3 до 15 лет, но и серьезный теоретический материал, который А.С. Галанов обозначает как «Введение в психодиагностику».

Здесь читатели могут получить представление о самой процедуре психодиагностики, ее роли в изучении личности человека, о классификации психодиагностических процедур. Важным, особенно для начинающих специалистов, является знакомство с подходами к выбору диагностических процедур. Подробно и всесторонне рассматриваются критерии валидности и надежности диагностических методик, а также даются понятие нормы в психодиагностике и необходимая информация о тестах.

Осознавая всю сложность самостоятельного получения показателей валидности и надежности, А.С. Галанов предлагает читателям лишь познакомиться с их психологическим смыслом.

Отдельный раздел посвящен применению рисуночных тестов в детской психодиагностике. Здесь отражена история этого метода, дается характеристика изобразительной деятельности детей в разные возрастные периоды. Для психодиагностической работы читателям предлагается авторская модификация популярного среди психологов теста Гудинаф—Харриса «Нарисуй человека». По сравнению с известными вариантами, в данном случае расширены и дополнены критерии оценки рисунка и разработаны нормативные показатели для детей 3—4 и 5—7 лет (отдельно для девочек и мальчиков). В приложении читатели найдут графические иллюстрации к тесту.

Для работы с детьми А.С. Галанов предлагает использовать целый ряд методик: тест интеллекта Р. Кэттелла, свободный от влияния культуры; тест вербального интеллекта; скриннинговый тест школьной зрелости; тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении и картинно-словарный тест.

Дается подробное описание структуры каждой из предлагаемых диагностических методик, ее психометрических параметров, а также самой процедуры тестирования.

Эта информация дополняется данными, полученными А.С. Галановым при проверке возможностей использования предлагаемых тестовых методик, в частности, приводятся коэффициенты корреляции с другими тестами и данные по стандартизации.

В комплект, помимо основной книги, входит рабочая тетрадь, где собрано все необходимое для проведения тестирования: бланки ответов, стимульные материалы и инструкции к заданиям.

Можно отметить добросовестный подход автора к процедуре психодиагностики. Весь тестовый материал тщательно проверялся психологами из Ярославского государственного университета, центра «Психодиагностика» и центра психологической коррекции и развития «Юнона». Поэтому книга будет полезна как начинающим психологам, так и специалистам, занимающимся углубленным изучением особенностей детского развития.

Ольга РЕШЕТНИКОВА