Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

 

И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2001

Вопросы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии, рассматриваются в большом числе научных и научно-популярных изданий. Однако анализ психологической помощи, в отличие от педагогической, не получил должного отражения в специальной литературе. Данная книга восполняет этот пробел и знакомит читателя с содержанием и методами собственно психологической помощи детям с проблемами в развитии.

По мнению автора, психологическая помощь таким детям принципиально отличается от помощи здоровым детям и взрослым как по цели, так и по содержанию. Поэтому данное издание интересно прежде всего психологам образования, работающим с соответствующей категорией детей. Однако в связи с распространенной в последнее время тенденцией интеграции детей с нарушениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников эта книга может пригодиться и психологу массовой школы.

Автор предлагает собственную модель психологической помощи, которая включает в себя не только традиционные диагностику, коррекцию и консультирование, но и психологическое сопровождение, поддержку и даже психопрогностику.

Автор рассматривает психологическую помощь в широком и узком смысле.

В широком смысле — это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, на формирование его социальной активности, адекватных межличностных отношений.

Автор считает, что специфика психологической помощи ребенку определяется прежде всего структурой и тяжестью присутствующего у него дефекта. В отечественной и зарубежной литературе описаны различные варианты психического дизонтогенеза. Среди существующих вариантов классификации автор выбирает предложенную В.В. Лебединским.

Именно в соответствии с этой классификацией в книге систематизирована психологическая помощь различным детям: с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, с поврежденным психическим развитием, церебральным параличом, ранним детским аутизмом и эмоциональными нарушениями, при дисгармонии психического развития. Значительная часть работы посвящена детскому церебральному параличу.

Особое внимание, по мнению автора, следует уделять психологической коррекции личностного развития и нарушений поведения детей. Гармонизация личности ребенка, адекватное восприятие им психотравмирующих ситуаций (госпитализации, оперативного вмешательства) — проблемы, обсуждаемые автором на страницах книги. Обращение к подобным проблемам свидетельствует о профессиональной и просто человеческой культуре автора.

В книге много и убедительно говорится о важности оказания психологической поддержки родителям, цель которой — повышение чувствительности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта родителей, формирование адекватных представлений о возможностях ребенка.

Книга достаточно информативна как в теоретическом, так и в практическом отношении. Многочисленные ссылки на научные разработки в медицине, психологии, психиатрии и специальной педагогике повышают доверие к автору, а практические рекомендации позволяют использовать ее не только как справочник, но и как пособие в ежедневной работе.

Марина СТЕПАНОВА