Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002


КОЛЛЕГИ

«В любой стране есть дети,
которые нуждаются в помощи!»

Проблема помощи бесприютным и обездоленным детям – одна из самых болезненных и трудно решаемых в нашей стране. Можно сказать, что система гуманной работы с этой категорией детей делает в России первые шаги, поэтому всегда интересен опыт зарубежных коллег. О том, какую помощь получают дети в Америке, рассказывает Майк Номура – генеральный директор агентства по оказанию помощи и услуг семьям «Наследие» (г. Талса, штат Оклахома).

Майк, я знаю, что у вас огромный опыт работы с проблемными детьми. Расскажите немного о нем.

Двадцать три года я проработал в детском доме семейного типа для тех, кому была нужна особая помощь, а также тех, у кого были особые нужды. Сейчас я возглавляю организацию, которая также занимается помощью семьям и детям, имеющим проблемы. В любой стране есть дети, которые нуждаются в помощи!

Каких детей вы имеете в виду?

Это дети, у которых есть риск быть вовлеченными в криминальные разбирательства, и дети с какими-либо функциональными и органическими поражениями. А третья группа – те, кто не успевает в школе, не может хорошо учиться из-за своих внутренних проблем. Иногда один ребенок может относиться ко всем трем категориям.

Кто определяет статус таких детей в Америке?

В Америке большинство детей учится в общественных школах (public school). И в каждой из этих школ есть психолог, который проводит тестирование учащихся, выявляя их наклонности, способности и проблемы, которые могут привести их в группу детей с особыми проблемами или нуждами.

А если ребенок уже совершил какой-либо криминальный поступок?

При судах есть специальные комиссии для несовершеннолетних. Они рассматривают их дела и определяют, какие меры нужно принимать. В свое время я возглавлял одно из таких подразделений.

Куда направляются дети, прошедшие комиссию? Есть ли для них специальные школы, центры?

Обычно все эти дети возвращаются в общественные школы, но если ребенок совершил что-то очень серьезное, например, угнетал или обижал другого человека, то его направляют в специальный интернат. Все специальные заведения имеют при себе школы, где дети могут продолжить обучение. Но мы стремимся, чтобы в результате эти дети могли посещать обычные школы.

Майк, а как в Америке проходит обучение детей-инвалидов? У нас они, как правило, направляются в интернаты или спецшколы.

Американский конгресс принял закон, в котором говорится, что каждый ребенок имеет право на обучение. И мы его строго соблюдаем. В том случае, если ребенок по каким-либо причинам не может обучаться в обычной школе, но хочет это cделать, никто не может запретить ему это. Для такого ребенка будет составлена специальная программа – индивидуальный план обучения. Это очень важный документ, в котором обозначены все проблемы ребенка и особые нужды, навстречу которым должна идти школа. Там также определено – будет ребенок учиться в обычном классе или ему требуются особые условия.
В индивидуальный образовательный план учителя стараются включить как можно больше дисциплин, которые изучают обычные дети. Более того, педагоги стремятся вывести ребенка из специального класса в обычный.
Иногда это объясняется тем, что для школы трудно найти необходимые финансовые ресурсы для индивидуального обучения детей.
Работой по составлению индивидуальных планов занимаются учителя. Школьные психологи, как правило, проводят разъяснительную работу с детьми, рассказывая о ребенке с особыми нуждами, его проблемах; объясняя, почему он не такой, как все.

Знакомятся ли с индивидуальными планами родители?

Безусловно. Когда школьное руководство и учителя подготавливают индивидуальный план обучения, то вызывают родителей. Они знакомятся с этим планом, и если его одобряют, то можно начинать работу. Если родители с чем-то не согласны, они могут внести изменения или даже написать собственный вариант.

Может ли ребенок с тяжелой патологией в развитии, например с болезнью Дауна, учиться в обычной школе?

Да, но чаще всего такие дети посещают лишь небольшую часть обычных уроков, в основном они обучаются в специальном классе. Сейчас некоторые родители предпочитают обучение на дому, даже если у ребенка очень высокий интеллект, поскольку считают, что таким образом они свое дитя оберегают. Но детям с синдромом Дауна и другими особенностями надо ходить в школу, для того чтобы общаться со сверстниками.

Какие документы получают дети с проблемами в развитии после окончания школы?

Все учащиеся после окончания школы получают диплом. Для проблемных детей в старших классах есть специальные курсы, где они могут освоить азы той или иной профессии. Конечно, дети с синдромом Дауна и другими серьезными поражениями не способны учиться в университете, но они могут овладеть профессией, где надо что-то делать своими руками.

Ведется ли в школах какая-то специальная работа по профилактике зависимостей у детей?

В Америке есть специалисты, которые занимаются профилактической работой. Но чаще всего они находятся не в школах, а в медицинских учреждениях. Детей, уже имеющих наркозависимость, обычно посылают в специализированную клинику, где они избавляются от этой зависимости, а затем возвращаются в обычные общеобразовательные школы.
Но здесь есть проблемы. Одна из них состоит в том, что часто подростки продают наркотики друг другу. Поэтому при возвращении их надо страховать от этого: когда ребенок заканчивает лечение и возвращается в школу, соблазн достать наркотики очень велик.
К сожалению, довольно большая часть американской молодежи использует сильные наркотики, такие, как кокаин и марихуана. Но мы считаем, что не меньшую опасность представляет зависимость от пива или виски. Это одна из основных проблем американских подростков.

Привлекаются ли к профилактической работе школьные психологи?

В школах есть психологи и консультанты, к которым дети могут обратиться в любое время и говорить с ними на любую тему. Также эти специалисты могут проводить уроки на тему: «Почему детям нельзя употреблять наркотики? Почему это плохо?» Но, на мой взгляд, это не приносит особой пользы, а только разрушает доверительные отношения с детьми.
В Америке есть очень много программ, которые отвлекают детей от использования наркотиков. Еще президент Р. Рейган сформулировал девиз: «Скажи наркотикам «Нет!» Но кое-кому из подростков это кажется несерьезным, и они подшучивают над этим.
Подростки очень склонны подражать лидеру. Это относится к манере одеваться, музыкальным предпочтениям, употреблению наркотиков. Поэтому важно избавить молодого человека от влияния негативного лидера, сделать самостоятельным. Этим также могут заниматься психологи.
Но самый эффективный путь – положительное влияние сверстников.
Часто мы привлекаем для такой работы молодых людей, у которых хорошие отношения с родителями или которые активно участвуют в церковных молодежных группах, и они работают со своими сверстниками напрямую.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА