«В любой стране есть дети,
которые нуждаются в помощи!»
Проблема помощи бесприютным и обездоленным
детям – одна из самых болезненных и трудно
решаемых в нашей стране. Можно сказать, что
система гуманной работы с этой категорией детей
делает в России первые шаги, поэтому всегда
интересен опыт зарубежных коллег. О том, какую
помощь получают дети в Америке, рассказывает
Майк Номура – генеральный директор агентства по
оказанию помощи и услуг семьям «Наследие» (г.
Талса, штат Оклахома).
Майк, я знаю, что у вас огромный опыт работы с
проблемными детьми. Расскажите немного о нем.
Двадцать три года я проработал в детском доме
семейного типа для тех, кому была нужна особая
помощь, а также тех, у кого были особые нужды.
Сейчас я возглавляю организацию, которая также
занимается помощью семьям и детям, имеющим
проблемы. В любой стране есть дети, которые
нуждаются в помощи!
Каких детей вы имеете в виду?
Это дети, у которых есть риск быть вовлеченными
в криминальные разбирательства, и дети с
какими-либо функциональными и органическими
поражениями. А третья группа – те, кто не
успевает в школе, не может хорошо учиться из-за
своих внутренних проблем. Иногда один ребенок
может относиться ко всем трем категориям.
Кто определяет статус таких детей в Америке?
В Америке большинство детей учится в
общественных школах (public school). И в каждой из этих
школ есть психолог, который проводит
тестирование учащихся, выявляя их наклонности,
способности и проблемы, которые могут привести
их в группу детей с особыми проблемами или
нуждами.
А если ребенок уже совершил какой-либо
криминальный поступок?
При судах есть специальные комиссии для
несовершеннолетних. Они рассматривают их дела и
определяют, какие меры нужно принимать. В свое
время я возглавлял одно из таких подразделений.
Куда направляются дети, прошедшие комиссию?
Есть ли для них специальные школы, центры?
Обычно все эти дети возвращаются в
общественные школы, но если ребенок совершил
что-то очень серьезное, например, угнетал или
обижал другого человека, то его направляют в
специальный интернат. Все специальные заведения
имеют при себе школы, где дети могут продолжить
обучение. Но мы стремимся, чтобы в результате эти
дети могли посещать обычные школы.
Майк, а как в Америке проходит обучение
детей-инвалидов? У нас они, как правило,
направляются в интернаты или спецшколы.
Американский конгресс принял закон, в котором
говорится, что каждый ребенок имеет право на
обучение. И мы его строго соблюдаем. В том случае,
если ребенок по каким-либо причинам не может
обучаться в обычной школе, но хочет это cделать,
никто не может запретить ему это. Для такого
ребенка будет составлена специальная программа
– индивидуальный план обучения. Это очень важный
документ, в котором обозначены все проблемы
ребенка и особые нужды, навстречу которым должна
идти школа. Там также определено – будет ребенок
учиться в обычном классе или ему требуются
особые условия.
В индивидуальный образовательный план учителя
стараются включить как можно больше дисциплин,
которые изучают обычные дети. Более того,
педагоги стремятся вывести ребенка из
специального класса в обычный.
Иногда это объясняется тем, что для школы трудно
найти необходимые финансовые ресурсы для
индивидуального обучения детей.
Работой по составлению индивидуальных планов
занимаются учителя. Школьные психологи, как
правило, проводят разъяснительную работу с
детьми, рассказывая о ребенке с особыми нуждами,
его проблемах; объясняя, почему он не такой, как
все.
Знакомятся ли с индивидуальными планами
родители?
Безусловно. Когда школьное руководство и
учителя подготавливают индивидуальный план
обучения, то вызывают родителей. Они знакомятся с
этим планом, и если его одобряют, то можно
начинать работу. Если родители с чем-то не
согласны, они могут внести изменения или даже
написать собственный вариант.
Может ли ребенок с тяжелой патологией в
развитии, например с болезнью Дауна, учиться в
обычной школе?
Да, но чаще всего такие дети посещают лишь
небольшую часть обычных уроков, в основном они
обучаются в специальном классе. Сейчас некоторые
родители предпочитают обучение на дому, даже
если у ребенка очень высокий интеллект,
поскольку считают, что таким образом они свое
дитя оберегают. Но детям с синдромом Дауна и
другими особенностями надо ходить в школу, для
того чтобы общаться со сверстниками.
Какие документы получают дети с проблемами в
развитии после окончания школы?
Все учащиеся после окончания школы получают
диплом. Для проблемных детей в старших классах
есть специальные курсы, где они могут освоить азы
той или иной профессии. Конечно, дети с синдромом
Дауна и другими серьезными поражениями не
способны учиться в университете, но они могут
овладеть профессией, где надо что-то делать
своими руками.
Ведется ли в школах какая-то специальная
работа по профилактике зависимостей у детей?
В Америке есть специалисты, которые занимаются
профилактической работой. Но чаще всего они
находятся не в школах, а в медицинских
учреждениях. Детей, уже имеющих
наркозависимость, обычно посылают в
специализированную клинику, где они избавляются
от этой зависимости, а затем возвращаются в
обычные общеобразовательные школы.
Но здесь есть проблемы. Одна из них состоит в том,
что часто подростки продают наркотики друг
другу. Поэтому при возвращении их надо
страховать от этого: когда ребенок заканчивает
лечение и возвращается в школу, соблазн достать
наркотики очень велик.
К сожалению, довольно большая часть американской
молодежи использует сильные наркотики, такие,
как кокаин и марихуана. Но мы считаем, что не
меньшую опасность представляет зависимость от
пива или виски. Это одна из основных проблем
американских подростков.
Привлекаются ли к профилактической работе
школьные психологи?
В школах есть психологи и консультанты, к
которым дети могут обратиться в любое время и
говорить с ними на любую тему. Также эти
специалисты могут проводить уроки на тему:
«Почему детям нельзя употреблять наркотики?
Почему это плохо?» Но, на мой взгляд, это не
приносит особой пользы, а только разрушает
доверительные отношения с детьми.
В Америке есть очень много программ, которые
отвлекают детей от использования наркотиков. Еще
президент Р. Рейган сформулировал девиз: «Скажи
наркотикам «Нет!» Но кое-кому из подростков это
кажется несерьезным, и они подшучивают над этим.
Подростки очень склонны подражать лидеру. Это
относится к манере одеваться, музыкальным
предпочтениям, употреблению наркотиков. Поэтому
важно избавить молодого человека от влияния
негативного лидера, сделать самостоятельным.
Этим также могут заниматься психологи.
Но самый эффективный путь – положительное
влияние сверстников.
Часто мы привлекаем для такой работы молодых
людей, у которых хорошие отношения с родителями
или которые активно участвуют в церковных
молодежных группах, и они работают со своими
сверстниками напрямую.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА |