Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Е.П. Ильин
СПб.: Питер, 2002

Проблемы гендерных различий, а также психологии взаимоотношений полов крайне скромно освещены в отечественной научной литературе — в отличие от литературы популярной, где они муссируются эмоционально, прагматично и далеко не всегда корректно. Книга профессора Ильина представляет собой одну из немногих серьезных попыток научного освещения данной проблемы.
Научной специализацией автора является дифференциальная психофизиология. Однако содержание книги на самом деле значительно шире и отнюдь не исчерпывается дифференциально-психофизиологическими проблемами. Автор затрагивает культурологические, социологические, медицинские, педагогические и прочие аспекты извечной проблемы пола. Так что, если вы не чувствуете особой заинтересованности в дифференциальной психофизиологии, пусть название книги вас не отпугнет и не помешает углубиться в ее содержание, ибо оно намного богаче.
Автором проанализирован огромный массив научных исследований гендерных различий — один только перечень использованной литературы занимает свыше полусотни страниц. Фактически это и выступает главным достоинством книги, которая, по сути дела, представляет собой обширный реферативный обзор сотен источников по данной проблеме.
За многообразием приводимых автором эмпирических фактов и исследовательских данных (всегда подкрепляемых корректными ссылками) невольно теряется позиция самого автора, его собственные суждения и обобщения. Резюмировать книгу можно было бы простой формулой: «Вот так, по мнению специалистов, обстоят дела, о чем автор взял на себя труд подробно сообщить».
Впрочем, это и в самом деле серьезнейший труд, который проделан автором скрупулезно, детально и основательно. По крайней мере, в отечественной научной литературе не существует ему равных по информационной насыщенности. Любой читатель, интересующийся гендерными проблемами (а они мало кого оставляют равнодушным), почерпнет из книги много интересного. А главным ее идейным достоинством следует признать научное подкрепление здравомысленной позиции относительно того, что специфические особенности одного пола не являются основанием для его превосходства над другим.
На фоне несомненных достоинств этой масштабной работы вызывает, однако, некоторое недоумение приложение 2 — «Методики изучения полоролевых особенностей мужчины и женщины». В качестве таких методик автором предлагаются в основном популярные псевдотесты, заимствованные из развлекательной литературы. Неужели профессору психологии не известно, кем, как и с какими целями составляются эти «методики» и какова на самом деле их диагностическая ценность? Такая «ложка дегтя» изрядно портит общее позитивное впечатление от книги. Впрочем, поскольку этот раздел представлен автономно, «бочка меда» почти не страдает. Так что читатель, умеющий абстрагироваться от ненужных деталей, найдет в книге много интересного и полезного.
Хочется надеяться, что книга привлечет не только специалистов-психологов, но и широкий круг читателей. Ведь она охватывает множество интереснейших тем, что явствует уже из оглавления — «Кто умнее — мужчины или женщины?», «Отношение мужчин и женщин к сексу», «Распределение ролей в семье», «Пол и бизнес» и пр. Популярные книжки на такие темы идут нарасхват. А ведь лучше всего об этом может сказать ученый!

Сергей СТЕПАНОВ