Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002


ИГРОТЕКА

ДРУЖЕСКИЕ КОНТАКТЫ

Уже год, как я, педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи населению, сотрудничаю с общественной организацией «Озарение», членами которой являются дети-инвалиды и их родственники (родители, братья, сестры). С некоторой осторожностью отнеслись родители к моему предложению — посещать занятия по арт-терапии совместно с детьми. В ходе регулярных встреч (один раз в неделю один час) наши отношения с родителями и детьми стали более доверительными, в группу пришли еще три ребенка. Возраст детей от 4 до 18 лет. Заболевания тоже разные: есть дети с сохранным интеллектом, есть и с несохранным интеллектом. Сейчас ребятишки разъехались на летние каникулы.
Почему я пишу в «Школьный психолог»? Потому что именно здесь я читаю интересные статьи о работе с детьми с ограниченными возможностями и членами их семей, но пока не встречала описания опыта работы с общественными организациями. Хочется поделиться с коллегами, которые работают в этом же направлении, своими наработками, услышать предложения и отзывы.
Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты трех занятий с использованием методов арт-терапии и игротерапии для детей с ограниченными возможностями и их родителей в общественной организации «Озарение» г. Щелково Московской обл.
Также хочется установить профессиональные контакты с коллегами, имеющими оборудованные арт-мастерские, в частности для работы с глиной. В 2004 году в г. Щелково появится центр «Семья», где нам будет предоставлено помещение под арт-мастерскую. Мы будем признательны, если коллеги поделятся опытом комплектации оборудования и оформления подобного кабинета.

Людмила ЯКОВЧИК,
психолог центра
психолого-педагогической
помощи населению
Адрес центра: 141000, Московская обл.,
г. Щелково, ул. Краснознаменская, д. 12
Тел./факс: (095) 515-45-52

Занятие «Как мы общаемся друг с другом»
(совместно с мамами)

Цель: диагностика и коррекция отношений в диаде мать — дитя, развитие двигательных навыков, различных способов взаимодействия.

Игра «Веселый апельсин»
Цель: групповое взаимодействие, знакомство, развитие координации, органов осязания и обоняния.
Дети стоят рядом с мамой в круге. В руках ведущего появляется апельсин с нарисованной рожицей (либо веселой, либо грустной, либо злой, либо задумчивой). Передавая апельсин по кругу друг другу, дети описывают его, исследуют поверхность. Тот, к кому апельсин попадает в руки, должен назвать свое имя и рассказать, что ему нравится в этом апельсине.

Игра с мячами в круге
Цель: та же плюс телесный контакт.
Дети приносят свои мячи (частица дома, то есть безопасное, принадлежащее ребенку пространство).
Дети становятся в круг друг за другом. Берут свои мячи и передают по кругу до тех пор, пока мяч не вернется к хозяину. Участники делают массажные движения мячом для себя, для соседа справа, для соседа слева (из положения сидя — прокатываем мяч по ногам и животу — для себя; по руке, плечам, руке, позвоночнику, голове — для соседа).

Знакомимся с глиной
Знакомимся со свойствами глины, пластилина. Дети выбирают материал, с которым будут работать, родители помогают организовать рабочее место.
Задание: вылепи, пожалуйста, образ чего-то, на что похожа твоя мама, когда она нравится тебе (то же задание получают и родители).
А теперь вылепи образ чего-то, что напоминает тебе маму, когда она тебе не нравится.
Взаимодействие вылепленных фигурок: о чем они говорят, что делают, если все хорошо? О чем они говорят и что делают, если им плохо? Что им сделать вместе, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Важно, чтобы произошла трансформация образов.
Можно сфотографировать положительные образы для вручения на память (на следующем занятии).
После выполнения упражнения все вместе убираются в мастерской.

Сладкое заключение
Угощение — мармелад, апельсиновые дольки и дольки настоящего апельсина. Обсуждение вкусовых ощущений, основанных на сравнении. Дружеское взаимодействие.

Занятие «За что я люблю свои ручки»
(совместно с мамами)

Игра с клубком нитей
Цель: развитие мелкой моторики, телесного контакта, повышение самооценки.
Все участники стоят в кругу и, передавая клубок в правую сторону правой рукой, говорят, за что они любят свою правую руку. (Я люблю свою правую руку за то, что...)
После того как клубок вернется к ведущему, участники передают клубок левой рукой в левую сторону и говорят, за что они любят свою левую руку.

Портрет ладошки
У ведущего появляется королева-кисть, которая шалит. Она разрисовывает пальчики ведущего краской и приглашает ребят и мам пошалить. Дети расписывают свои пальчики (одновременно запоминая название пальцев), делают отпечатки на листе бумаги. Потом по обоюдному согласию могут разрисовать всю ладошку: и свою, и мамину.
Делаем шлепки «Портрет ладошки» (фото на память). Можно макать пальчики в краску, можно всю ладошку.

Дружные ручки
Дети и мамы создают с помощью отпечатков своих ладоней общую картину на большом листе ватмана.

Игра «Угадай, где чья ладошка»
Дети прячутся за ширмой, выставляя вверх свои разукрашенные ладошки, мамы должны угадать ладошки своего ребенка. Поощряются крепкие объятия и поцелуи, если мама угадала.
В заключение следуют умывание (поговорки и стихи о воде), совместная уборка, массаж пальчиков.

Занятие «Паутинка»

Цель: коррекция взаимоотношений детей в семье: ребенка с ограниченными возможностями и нормального ребенка.
Девочке 4 года, мальчику 9,5 лет (интеллект несохранен), ребенок не разговаривает.
Мама: «Что делать, если брат с сестрой постоянно дерутся?»
Гипотеза: нарушение эмоциональных ощущений у мальчика на невербальном уровне.

Приветствие
Приветствие осуществляется с помощью слов, жестов, мимики, поглаживаний по спине и руке.

Подвижная игра «Перекинь мяч через шнур»
Дети перебрасывают мяч через шнур.

Игра «Паутинка»
Ведущий натягивает шнур так, что получается «паутина», на нить привязывается колокольчик. Ведущий превращается в «паука» и садится в уголок паутинки, ожидая добычу. Участники игры превращаются в «мух», «комариков», «мошек». Им надо пролететь (пролезть) через нити так, чтобы не зазвенел колокольчик. Если кто-то попадается, надо пищать — просить о помощи. Задача других участников, помочь «мошке» выпутаться из паутины до того, как «паук» проснется и схватит добычу.

Лепка фигурок девочки и мальчика
Девочка лепит себя сама, мама лепит фигуру мальчика (он при этом внимательно рассматривает себя). Разыгрывание представления «Жили-были девочка и мальчик, очень похожие на вас. И вот однажды...». Проживание травмирующей ситуации, совместный поиск путей примирения.

Строим домик
Из природного материала, находящегося под рукой, участники должны построить волшебный дом, в котором всем бы понравилось жить.