Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ВО 2-м КЛАССЕ

Под редакцией С.В. Кривцовой
М.: Генезис, 2002

Наконец-то в школьную программу (пусть пока не для всех учащихся) может быть включен курс, ориентированный на формирование и развитие жизненных навыков. Принято считать, что современное образование дает ребенку гигантское количество знаний. Однако ребенок не всегда эти знания берет. Многие ли из нас спустя 5–10 лет после окончания школы могли вспомнить теорему синусов, закон Ома или реакции гидролиза?
Основной целью программы, предлагаемой авторами данной книги, является развитие эмоционального интеллекта учащихся 2-го класса. Правда, в этом случае не совсем уместным смотрится подзаголовок «Уроки психологии», скорее подходящий для «академического» направления. Понятие «уроки» предполагает, как правило, охват всех учащихся учебной параллели, программа же предполагает работу только с частью учащихся.
Примерно половину книги занимают сценарии уроков по четырем темам: «Ответственность», «Гнев — это нормально», «Страшно — не страшно» и «Что такое толерантность». Даже знакомство со сценариями будет интересным и полезным для школьного психолога. Авторы предупреждают, что занятия рассчитаны на учащихся 2-го класса, однако некоторые упражнения и иные методические ходы могут быть с успехом применены в работе с учащимися других возрастных групп.
Другую половину книги занимают разделы, посвященные эмоциональному интеллекту и особенностям его развития у детей восьмилетнего возраста, а также технологии обучения по программе «Жизненные навыки». Эти материалы представляют интерес для практического психолога благодаря обширным теоретическим выкладкам. Читатель получает возможность, например, познакомиться с учением о двух типах чувств Альфреда Лэнгле, с историей изучения способов поведения в психологии, с конкретными задачами личностного развития восьмилетнего ребенка и жизненными навыками, на которые следует обращать внимание, работая по программе. Каждый навык (например, «умение слушать») представлен в виде шагов («смотри на человека, который говорит») и замечаний для обсуждения («обратите внимание ребят на то, что по этому признаку люди обычно догадываются, что их слушают»)
и т.д.
В книге много практических примеров, детских анекдотов, «страшилок», цитат из литературных произведений. Очень удобными для реализации программы являются приложения в виде пиктограмм чувств, описания работы родительского клуба и тренинговых правил.
Безусловным достоинством издания является наличие рабочей тетради школьника, в которой помещены заготовки для занятий, задания типа «нарисуй свой портрет», «заполни таблицу», памятки, иллюстрации к занятиям.
На мой взгляд, теоретическая часть книги несколько затянута. Кроме того, жаль, что программа не предполагает охвата всех учащихся учебной параллели. Последнее представлялось бы весьма актуальным.
Общее впечатление от книги: это добротное и полезное как с научной, так и с практической точки зрения издание, которое украсит библиотеку школьного психолога.

Вадим РОДИОНОВ