Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАЖДОМУ СВОЕ

Опыт проведения диагностического обследования
детей при поступлении в школу

Окончание. См. № 38, 2002 г.

БОЯТЬСЯ НЕ СЛЕДУЕТ

После ознакомления родителей с трудностями, которые ожидают детей в первом классе, им говорится, что, по мнению педагогического коллектива школы, благом для ребенка является поступление в такой первый класс, к требованиям которого он подготовлен и в котором мог бы успешно учиться.
И далее родителям сообщается о том, что для оказания им помощи в выборе для ребенка учебного заведения, класса и системы обучения психолог проводит диагностику психологической готовности детей к школе.
Причем диагностическое обследование является обязательным для каждого ребенка, поскольку администрация и педагогический коллектив школы считают своим долгом предупредить родителей о возможных будущих проблемах детей в обучении, дать необходимые рекомендации учителям и родителям по коррекционно-воспитательной работе.
Родителей информируют о том, что такое обследование не является нарушением правил приема детей в школу, так как окончательный выбор учебного заведения и класса остается за ними.
Здесь родителям важно дать понять, что в их интересах выявить имеющиеся проблемы детей и обсудить их с психологом. Это нужно для того, чтобы подобрать для ребенка оптимальные условия обучения.
Кроме этого, родителей надо предупредить, чтобы они не пугали детей диагностическим обследованием и не создавали для них стрессовой ситуации. Ребенку можно сказать, что он идет к психологу, для того чтобы тот посмотрел, чему ребенок уже научился, помог выбрать класс и подсказал, чем еще надо позаниматься, чтобы легче и интереснее было учиться в первом классе.
Не следует бояться обследования и самим родителям. Несмотря на все трудности обучения в первом классе, большинство детей успешно справляется с учебной программой. Главное – не прятать возникающие проблемы, а своевременно их обнаруживать и конструктивно решать.
Бывают случаи, что после получения подобной информации родители приходят к выводу, что их дети не готовы к обучению в гимназии. Но для многих родителей выбор оптимальных условий обучения для ребенка становится действительной проблемой, и они приходят на диагностическое обследование, чтобы получить профессиональную рекомендацию психолога.

НЕОБЫЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

Диагностическое обследование можно проводить в любой форме. Здесь мы представляем наш позитивный опыт проведения групповой диагностики.
Главная особенность всех видов обследования у нас в школе — это обязательное присутствие родителей: они должны видеть проблемы ребенка и понимать необходимость их решения.
Обследование проводится с группой, состоящей обычно из 4–5 человек, в крайнем случае количество обследуемых может доходить до 7 человек.
Диагностическое обследование напоминает обычное школьное занятие и имеет продолжительность 40–45 минут. В основе диагностики лежит идея о том, что психологические проблемы детей (низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, неусидчивость, повышенная утомляемость, низкая мотивация и пр.) проявляются не только при выполнении ими специальных психологических тестов, но и в обычной учебной деятельности.
В качестве тестовых могут использоваться любые задания, которые являются для детей посильными, но в то же время требуют определенной собранности и старания.
Эти задания подобраны нами в сотрудничестве с учителями, чтобы вместе с психологической готовностью детей к обучению в школе проверять и их специальную подготовку.
Здесь есть упражнения на мотивационный выбор, на фонематический анализ, на знание счета и на саморегуляцию (графический диктант).
Во время обследования родители сидят за последними партами и наблюдают за поведением детей, которые занимают первые парты.

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

На занятии психолог фактически выступает в роли педагога. После проведения занятия психолог собирает листы с заданиями и сразу проводит индивидуальные консультации для родителей с детьми. Здесь он уже выступает в роли психолога.
Родителям нужно показать психологические причины затруднений ребенка на занятии (если, конечно, эти затруднения имелись). Например, если задания были выполнены с ошибками или вообще не выполнены, психолог может задать ребенку наводящие вопросы, напомнить условия задания, эмоционально поддержать его, то есть оказать дополнительную дозированную помощь, при получении которой ребенок справляется с заданием. Объем и вид этой помощи зависит от психологических особенностей ребенка (развития внимания, памяти, мотивации и пр.).
Проводя анализ оказанной помощи, психолог выходит непосредственно на проблемы ребенка. Он показывает родителям, что выполнение таких заданий ему вполне по силам (поэтому он их в итоге и выполнил), но при этом ему потребовался определенный дополнительный объем помощи (они сами видели, какой).
Выявленные проблемы в развитии ребенка не являются чем-то ситуативным и быстропоправимым, они отражают особенности его психического развития. Для ликвидации этих проблем нужно затратить немало времени и приложить немало усилий. Развить внимание или усидчивость, наверное, сложнее, чем научить читать или считать. Поскольку в условиях урока учитель не сможет регулярно оказывать ребенку помощь, в которой он нуждается, то, вероятнее всего, первоклассник будет испытывать большие трудности при усвоении учебного материала.
По результатам подобной диагностики можно судить о психологической готовности ребенка к школе и в соответствии с этим рекомендовать родителям для выбора класс, в котором их малыш сможет успешно учиться.

АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ ДОВОДЫ

Если во время индивидуального собеседования выясняется, что ребенок испытывает какие-то частные затруднения, то это также является весьма ценной информацией для родителей. Можно выявить актуальные направления работы с ребенком и определить для него оптимальную программу обучения.
Для того чтобы дать родителям рекомендации по коррекционно-воспитательной работе, психолог обращается к анализу причин, которые привели к образованию имеющихся у ребенка психологических проблем.
Причинами психологических проблем чаще всего являются какие-то элементы стиля взаимоотношений детей с родителями и другими близкими людьми. Эти проблемы обычно проявляются не только в учебной деятельности, но и в любой другой. Соответственно и корректировать проблемы можно в любых бытовых ситуациях.
Рекомендации по коррекционно-воспитательной работе практически сводятся к коррекции взаимоотношений малыша с родителями (и другими близкими). У будущего первоклассника необходимо воспитывать самостоятельность, ответственность, собранность при выполнении любой деятельности.
При этом важно нацеливать родителей на работу в зоне ближайшего развития ребенка. Нельзя ожидать и требовать от него быстрых изменений. Например, если ребенок привык к повышенной опеке, то к самостоятельности его надо приучать постепенно. С одной стороны, надо формировать желание стать более самостоятельным, а с другой стороны, давать для выполнения только такие задания, с которыми он может сам успешно справиться. Если ребенок с заданием не справляется, значит, оно на данном этапе развития самостоятельности слишком сложное, находится за пределами зоны ближайшего развития.
Если родители говорят, что какие-либо психологические проблемы ребенка присущи ему с рождения, то тем более важно подобрать такие условия обучения, в которых он сможет успешно учиться.
Если психолог правильно диагностирует проблемы ребенка, то родители обычно с этим легко соглашаются. Если далее психолог показывает, какие особенности взаимодействия родителей с ребенком привели к образованию этих проблем, то родители часто признают свои ошибки в воспитательной работе и начинают понимать необходимость коррекции своих взаимоотношений с ребенком.

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

В результате остается оценить совокупность данных: способности ребенка и его здоровье, желание родителей и их возможности в оказании ему коррекционно-развивающей и учебной помощи. На основании этой оценки психолог вместе с родителями подбирает оптимальные условия обучения.
Родители иногда предлагают записать ребенка в класс, к которому он недостаточно подготовлен, но при этом обязуются взять его под особый контроль: активно оказывать помощь, проводить необходимую коррекционно-развивающую работу и внимательно следить за успеваемостью и состоянием здоровья. В этом случае после первого полугодия нужно посмотреть, каковы будут успехи ребенка и сможет ли он дальше учиться в этом классе. Часто бывает, что подобная позиция родителей приносит свои плоды и ребенок успешно адаптируется к учебе в выбранном классе.
На практике, несомненно, возникают разные ситуации: бывает, что интересы ребенка у родителей стоят не на первом месте, их больше волнует престиж, удобство посещения гимназии из-за ее близости к дому и пр. Но в любом случае проведенная психологом работа не является напрасной. Если ребенок поступит в первый класс, к которому он недостаточно подготовлен, и будет испытывать большие трудности в обучении, то у психолога с учителем будут веские аргументы при последующих беседах с родителями.
При явно выраженных характерологических проблемах ребенка и в целом достаточно хорошей специальной подготовке часто бывает более важным выбор подходящего учителя, а не системы или программы обучения. И в этом вопросе психолог также может оказать помощь родителям.
В заключение хочется еще раз отметить, что обучение ребенка в условиях, к которым он психологически подготовлен и в которых может быть успешным, является для него и благом, и правом, которое надо отстаивать. Мы хотели бы найти единомышленников в этом вопросе. Мы надеемся, что в образовательной среде изменится отношение к диагностическому обследованию дошкольников: и педагоги и родители будут рассматривать его как важную и необходимую помощь ребенку.

Виктор ЦЫЛЁВ,
педагог-психолог гимназии № 6
Валентина ОРЛОВА,
педагог-психолог прогимназии № 40,
г. Мурманск