Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

  КРАТКОСРОЧНАЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Арнольд Лазарус
СПб.: Речь, 2001

Слово «модальность» применительно к области психотерапии обычно ассоциируется с НЛП и с тремя зонами-модальностями: зрительной, слуховой и кинестетической. Подход А. Лазаруса к НЛП непосредственного отношения не имеет. Скорее, это когнитивно-поведенческий проблемно-ориентированный подход, допускающий использование любых теорий и практических методов, позволяющих быстро и качественно решать проблемы клиентов.
Представляемая книга содержит изложение принципов и сути теории и практики психотерапии по Лазарусу. Это весьма практичный и простой в применении подход, в то же время требующий от психотерапевта знаний различных теорий и техник, а также умения быстро реагировать на предъявляемый клиентом материал.
Автор насытил книгу простыми примерами из собственной практики и практики своих сотрудников и коллег. Из этих примеров хорошо видно, насколько изящно и просто можно решать различные проблемы терапии с помощью мультимодального подхода.
В то же время данные примеры демонстрируют и незаурядную эрудицию, чувствительность и спонтанность терапевта этого направления. Сам автор утверждает, что успешный терапевт должен быть «хамелеоном», то есть моментально менять свой стиль в зависимости от индивидуальных особенностей и ожиданий клиента. Это — один из краеугольных камней теории Лазаруса.
Однако главное основание его теории — это акроним BASIC I. D. — основной Ид, отражающий некоторую архетипичность всей теории и ее связь с глубинными уровнями человеческой психики. Акроним составлен из заглавных букв названий семи основных измерений, или модальностей, человека в англоязычном написании: поведения, эмоций, ощущений, представлений, когниций, межличностных отношений и состояния организма.
Эти модальности, по мнению автора, позволяют описать функционирование индивидуума во всей полноте. По ним также очень удобно диагностировать нарушения этого функционирования. Правда, нарушения часто имеют системный характер и затрагивают разные сферы, но мультимодальный подход позволяет увидеть особенности сбоев в каждой сфере и выстроить оптимальную стратегию решения проблем.
Следует отметить, что автор предлагает целостную технологию: специалисты могут применять ее на практике. В книге приводятся опросники, позволяющие построить структурный профиль клиента в соответствии с выделенными модальностями и получить важные факты его жизненной истории.
Отдельно рассматривается супружеская терапия, включая диагностические процедуры и техники работы.
Время — еще один важный параметр мультимодального подхода А. Лазаруса. Терапия должна быть максимально короткой. И если психотерапевт затягивает ее — то проблема, скорее всего, в его недостаточной компетентности или неумении правильно и быстро структурировать материал.
Автор считает, что хорошая теория должна быть точной: «Сеансы не должны содержать никаких лишних психологических тестов, длительных или лишних методик... затянувшегося молчания, длинных речей. Это требование не означает, что терапевт пропускает важные детали и что он или она отказываются от доскональности ради краткости, но это значит, что каждое вмешательство должно быть действенно». Идеи Лазаруса могут оказаться весьма полезными в наше безумно быстрое время.

Александр ШАДУРА