Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002


НЕ ДАТЬ СОРВАТЬСЯ

Детям бывает особенно трудно понять, что творится у них в душе. Они могут ощущать неясное смятение, неопределенный страх, смутное недовольство, гнев по непонятному для них поводу. Ощущать, но не осознавать, что с ними происходит.
Ведь иной раз даже мы, взрослые, не находим подходящего выражения и обходимся расплывчатым «плохое настроение» или «кисло на душе». Что уж говорить о тех, кто может просто не знать нужных слов и уже поэтому не умеет отличить гнев от страха, а обиду от грусти.
Да и окружающие скорее обращают внимание на поведение, чем на состояние души. Какой уж тут гнев, когда за крик можно и подзатыльник от папы схлопотать! И бабушка все равно не даст печалиться, будет пичкать манной кашей да еще сокрушаться, куда делся вчерашний аппетит.
И они сызмальства привыкают гасить и прятать свои чувства, не пытаясь в них разобраться. Тащат с собой клубок опасений и печалей, обид и невыплаканных слез, разочарований и потерь. Он иной раз подступает к горлу пресловутым комком, а в глазах начинает предательски пощипывать. Но привычная усмешка «распустил нюни, как маленький», еще даже не успев прозвучать в реальности, останавливает слезы. Мысленный приказ действует не хуже окрика, хоть и не всегда ясно, кто его отдал.
Вот детский сад, за ним первый класс, второй, третий, череда кабинетов... Клубок все наматывается и наматывается, и наступает момент, когда уже невмоготу. Летят к черту все мыслимые и немыслимые приказы, выливаются накопленные слезы, и застарелый гнев, в который раз вскипев черной волной, вдруг находит себе выход и обрушивается на своих и чужих, добрых и злых, повинных и невиновных — на всех, кому не повезло оказаться рядом.
«Да... Трудный возраст...» — уныло тянут пострадавшие и стараются отойти подальше, чтобы опять не задело.
Нет, некоторые все-таки пытаются помочь, понять, принять, но... У них же еще куча своих дел, они ведь еще должны одеть и накормить, научить и воспитать, дать образование и вывести в люди. В этом они видят свою главную задачу и этому посвящают свою жизнь. Кто может бросить в них камень?
И есть только один специалист, чья профессиональная обязанность — понять. Да, еще и помочь, и принять, и даже помочь принять, но все же понять — это первое и главное. Найти кончик, распутать клубок, дать в руки ниточку... Все остальное приложится.

Марк САРТАН