Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин
М.: Изд-во Института психотерапии, 2001

Как известно, гештальт-терапия — это метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма и психоанализа. Гештальт-терапия возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания.
Итак, перед нами книга, одним из автором которой является основоположник этого метода. Работа над этим изданием начиналась с рукописи Фредерика С. Перлза. Материал был доработан Паулем Гудменом и получил практическое развитие у Ральфа Хефферлина.
По сути дела, перед читателями — тренинг. Проводить же этот тренинг нужно с самим собой. Авторы, разрабатывая подобный практический материал, руководствовались гуманными идеями: «Терапия психоаналитического типа дорога и требует много времени, мы задались вопросом, нельзя ли это миниатюрное общество из двух человек — врача и пациента — ради достижения многих целей свести к одному человеку — читателю напечатанных инструкций и соответствующей дискуссии».
Авторы считают, что опыт им удался. Свой материал они проверяли на студентах последних курсов психологических факультетов трех университетов. Вам, уважаемые читатели, предоставляется возможность самим провести подобную психотерапию. Звучит несколько странно, но, мне кажется, что результаты могут быть весьма интересными и полезными. Нужно отметить, что книга, конечно же, адресована не только психологам и не только специалистам в области гештальт-терапии. Это пособие доступно любому человеку, заинтересованному в самопознании, в познании окружающего мира, а также в саморазвитии.
Книга состоит из двух больших частей «Ориентирование себя» и «Манипулирование собой».
Первая часть предлагает читателю погрузиться в себя. По ходу чтения ему придется выполнять немало интересных, странных, необычных упражнений. С помощью инструкций он сможет отправиться «в личное приключение и в процессе этого сделать что-то для себя, для своей самости, открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни».
Вторая часть имеет весьма специфическое содержание, которое в какой-то степени нацелено на определенные изменения внутреннего мира читателя, его отношений с собой, с людьми, с миром. Здесь предлагаются эксперименты, имеющие дело с процессами, которые хронически возникают, когда организм работает неправильно. Главная задача авторов, впрочем, как и любого психотерапевта, — мотивировать пациента сделать то, что должно быть сделано.
В этой книге нет готовых ответов и рецептов. Очень многое зависит от позиции читателя: насколько он ориентирован на самопознание и на изменения в своей жизни. Авторы подчеркивают, что существенная часть ответов на многие жизненно важные вопросы является невербальной и такой и должна оставаться.
Впрочем, книга явно полезная, особенно для психолога. При желании ее содержание можно каким-то образом (конечно, очень осторожно и грамотно) использовать и в практической работе со старшеклассниками.

Ирина АРТЮХОВА