Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


ИГРОТЕКА

ИГРЫ С ЛЕНЬЮ

Одной из наиболее распространенных проблем эмоционально-волевой сферы младших школьников является низкий уровень произвольности. Неспособность к произвольному сосредоточению, длительным волевым усилиям значительно затрудняет учебный процесс, а также адаптацию к школьным условиям. Учащийся с низким уровнем развития произвольности попадает в группу риска: он испытывает трудности как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, поскольку неуспешность в учебной деятельности становится для младшего школьника сильным стрессом.
Специальный комплект заданий «Игры с ленью» направлен на диагностику и коррекцию трудностей волевой сферы. Эти игры также могут быть использованы для развития мелкой моторики руки.
Комплект «Игры с ленью» удобен в диагностической и коррекционной работе. Он имеет форму игры, вызывает заинтересованность детей перед началом работы и сильную эмоциональную включенность ребенка в сам процесс деятельности.
Описываемый комплект представляет собой три рисунка-задания. Ввиду того что сложность рисунков повышается от первого к третьему, можно сказать, что это уровни «Игры с ленью», уровни работы.
Для каждого уровня (каждого рисунка-задания) можно условно выделить три этапа. На первом этапе ребенок знакомится с ленью, получает инструкцию. На втором — выполняет подготовительное задание, направленное на нейтрализацию влияния лени на дальнейшую работу. Наконец, на третьем, заключительном этапе ребенок выполняет «главное» задание, подтверждая или опровергая свою победу над ленью. Ребенок встречается со своей ленью лицом к лицу, психолог обращает его внимание на то, как именно лень проявляет себя и влияет на действия ребенка.
Таким образом, «Игры с ленью» способствуют развитию рефлексии и одновременно помогают дистанцироваться от проблемы. Все, что происходит: сражение с ленью, ее преодоление, победа над ней или поражение — носит наглядный характер. Все действия и их результат отражены на листе бумаги руками самого ребенка.
Важно обратить внимание, что отношение ребенка к лени на каждом уровне различно: на первом оно имеет некоторый агрессивный оттенок (ребенок борется с ленью, стремится ее победить), на втором ребенок начинает с ней своеобразный диалог, заключает соглашение. На третьем уровне ребенок вступает в отношения сотрудничества с персонажем рисунка, оказывает ему помощь.
Психологу нужно помнить о том, что отношение учащегося к своему чувству, даже вызывающему затруднения, не должно быть агрессивным на всех уровнях работы. Конфронтация имеет смысл на начальном этапе, поскольку противостояние помогает ребенку как бы отделиться от своей лени. Следование этой стратегии на протяжении всей работы может вызвать у ребенка трудности с самопринятием, препятствовать построению позитивного отношения к собственным чувствам.
При работе с комплектом «Игры с ленью» психологу необходимо помнить о том, что сложность заданий возрастает от уровня к уровню. Нецелесообразно переходить на следующий уровень, если задания предыдущего не выполнены и/или не были соблюдены условия его выполнения («кладка стены» не соответствует образцу, рисунок сделан не точками, а сплошной линией и др.).
Очень важно обеспечить ребенку эмоциональную поддержку на протяжении всей работы с комплектом, подбадривать, «болеть» за него. Нельзя забывать о том, что, стараясь победить свою лень, ребенок прилагает большие усилия, что заслуживает уважения.

Татьяна ГРОМОВА,
психолог частной школы
«Перспектива»,
г. Москва

(Окончание следует)

ИГРА № 1

Инструкция
Познакомься — это лень. Возможно, ты уже узнал ее, ведь именно она мешает тебе вставать по утрам, делать домашние задания, внимательно слушать на уроке... Когда еще? Подскажи! И вот мы с ней встретились лицом к лицу. Часто ей удавалось победить тебя, но сегодня мы попробуем одержать над ней победу! Тебя ждет очень необычное и интересное задание, но лень ни за что не допустит этого, она будет мешать тебе изо всех сил. Есть только один способ ее обезоружить: построить высокую и широкую стену из кирпича, чтобы она полностью закрыла лень от нас, а нас — от лени. Посмотри, тут показано, как именно надо складывать кирпичи.
Примечание: первый «кирпич» психолог может положить сам, но затем следует сообщить ребенку о том, что, хотя стенка должна быть именно такой, как на образце, каким образом ребенок ее будет складывать, зависит только от него. Демонстрировать варианты «кладки» не надо, тактику ребенок должен выбрать (или изобрести) самостоятельно: возможно, он будет тщательно вырисовывать каждый кирпичик, а возможно, будет рисовать ряд целиком, а потом подрисовывать грани кирпичей (что является более конструктивным решением). В любом случае ему следует напомнить о свободе выбора тактики: «Тебе удобно так складывать кирпичи? Клади так, как тебе удобно, главное, чтобы стена не развалилась, была крепкой». Следует также проследить, чтобы лень была полностью спрятана за «стеной» — часто «строительство» идет формально, детали не принимаются во внимание. Напомните ребенку, что лени достаточно высунуть пальчик или подняться на цыпочки, чтобы помешать выполнению задания, поэтому необходимо «застроить» ее полностью.