ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
П.Я. Гальперин
М.: Книжный дом «Университет», 2002
Накануне 100-летия со дня рождения Петра
Яковлевича Гальперина впервые увидели свет
лекции, которые он читал на философском
факультете Московского университета.
Данное издание уникально по крайней мере в двух
отношениях.
Во-первых, оно представляет собой первое
целостное изложение психологической теории П.Я.
Гальперина. До этого еще при жизни автора увидело
свет «Введение в психологию» (М., 1976), в дальнейшем
переизданное.
В многочисленных статьях П.Я. Гальперина, его
учеников и единомышленников описывались
результаты исследования поэтапного
формирования умственных действий и понятий. В
«Лекциях...» получила отражение вся психология
П.Я. Гальперина. Это — учение об ориентировочной
деятельности как предмете психологии, об
эволюции человеческой психики и принципиальном
отличии человека от животных, о формировании
психических функций и процессе интериоризации.
Таким образом, эта книга ликвидирует водораздел
между общепсихологическими воззрениями автора и
построенными на их основе
конкретно-психологическими исследованиями по
формированию новых действий.
Во-вторых, издание уникально по своему
содержанию. Автор обосновывает оригинальный
взгляд на психологию как науку об
ориентировочной деятельности.
П.Я. Гальперин читал эти лекции 30 лет назад,
однако актуальность поднимаемых здесь
теоретических и практических проблем
психологической науки не вызывает сомнения.
Например, такой является проблема соотношения
биологического и социального в развитии психики.
Несмотря на успешное развитие генетики и смежных
с нею дисциплин, ученые не пришли к однозначным
выводам относительно их роли в формировании
познавательных и личностных особенностей
человека. Развиваемый П.Я. Гальпериным подход
логично вытекает из понимания им природы
психического.
Авторская позиция вызывает доверие еще и потому,
что примеры, иллюстрирующие те или иные
положения, настолько жизненны, что не нуждаются в
дополнительных объяснениях.
В своих лекциях ученый касался интимных, с трудом
поддающихся объективному изучению
психологических вопросов: например, сон — это
состояние покоя или, наоборот, колоссальная
внутренняя активность?
Вместе с тем в «Лекциях...» затрагиваются и весьма
конкретные проблемы, в частности
психолого-педагогические. Так, П.Я. Гальперин
дает подробную и тонкую психологическую
характеристику двоечникам, троечникам и т.д.
Поверхностное знакомство с книгой может вызвать
иллюзию, будто она легко и быстро читается. Это
впечатление создается за счет безупречной
логики автора. Однако за простотой формулировок
скрывается многолетняя работа по переосмыслению
истории философской и психологической мысли.
Книга рекомендована в качестве учебного пособия.
Значение теории П.Я. Гальперина не
ограничивается рамками психологической науки.
Так, его рассуждения о появлении у людей интереса
к Достоевскому в период расшатывания моральных
ценностей в обществе, безусловно, не
укладываются ни в какие психологические теории и
концепции.
Марина СТЕПАНОВА |