Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

П.Я. Гальперин
М.: Книжный дом «Университет», 2002

Накануне 100-летия со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина впервые увидели свет лекции, которые он читал на философском факультете Московского университета.
Данное издание уникально по крайней мере в двух отношениях.
Во-первых, оно представляет собой первое целостное изложение психологической теории П.Я. Гальперина. До этого еще при жизни автора увидело свет «Введение в психологию» (М., 1976), в дальнейшем переизданное.
В многочисленных статьях П.Я. Гальперина, его учеников и единомышленников описывались результаты исследования поэтапного формирования умственных действий и понятий. В «Лекциях...» получила отражение вся психология П.Я. Гальперина. Это — учение об ориентировочной деятельности как предмете психологии, об эволюции человеческой психики и принципиальном отличии человека от животных, о формировании психических функций и процессе интериоризации.
Таким образом, эта книга ликвидирует водораздел между общепсихологическими воззрениями автора и построенными на их основе конкретно-психологическими исследованиями по формированию новых действий.
Во-вторых, издание уникально по своему содержанию. Автор обосновывает оригинальный взгляд на психологию как науку об ориентировочной деятельности.
П.Я. Гальперин читал эти лекции 30 лет назад, однако актуальность поднимаемых здесь теоретических и практических проблем психологической науки не вызывает сомнения. Например, такой является проблема соотношения биологического и социального в развитии психики. Несмотря на успешное развитие генетики и смежных с нею дисциплин, ученые не пришли к однозначным выводам относительно их роли в формировании познавательных и личностных особенностей человека. Развиваемый П.Я. Гальпериным подход логично вытекает из понимания им природы психического.
Авторская позиция вызывает доверие еще и потому, что примеры, иллюстрирующие те или иные положения, настолько жизненны, что не нуждаются в дополнительных объяснениях.
В своих лекциях ученый касался интимных, с трудом поддающихся объективному изучению психологических вопросов: например, сон — это состояние покоя или, наоборот, колоссальная внутренняя активность?
Вместе с тем в «Лекциях...» затрагиваются и весьма конкретные проблемы, в частности психолого-педагогические. Так, П.Я. Гальперин дает подробную и тонкую психологическую характеристику двоечникам, троечникам и т.д.
Поверхностное знакомство с книгой может вызвать иллюзию, будто она легко и быстро читается. Это впечатление создается за счет безупречной логики автора. Однако за простотой формулировок скрывается многолетняя работа по переосмыслению истории философской и психологической мысли.
Книга рекомендована в качестве учебного пособия. Значение теории П.Я. Гальперина не ограничивается рамками психологической науки. Так, его рассуждения о появлении у людей интереса к Достоевскому в период расшатывания моральных ценностей в обществе, безусловно, не укладываются ни в какие психологические теории и концепции.

Марина СТЕПАНОВА