Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК

И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова
М.: Издательство Института психотерапии, 2002

По-житейски доходчивое название и яркое, даже игривое оформление могут ввести в заблуждение иного читателя. Ведь в такой форме обычно преподносятся банальные и малополезные советы родителям насчет того, как им справляться с детскими шалостями.
На самом деле эта довольно серьезная работа, хоть она и издана в серии «Мой ребенок» и содержит всего 90 страниц, ни содержанием, ни стилем не напоминает ликбез для родителей.
Она написана практикующим педиатром в соавторстве с педагогом и повествует об одной из форм нервно-психических отклонений в детском возрасте — синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). То есть речь в ней идет не о милых непоседах, а о больных детях, требующих не просто особого подхода, а самого настоящего лечения.
Психологу, работающему в массовых образовательных учреждениях, такая книжка, казалось бы, не очень и нужна. Ведь он не уполномочен ставить медицинский диагноз, и лечебно-коррекционные мероприятия с больными детьми выходят за рамки его компетенции. Беда в том, что таково его положение лишь формально, а на практике постоянно приходится сталкиваться с самыми настоящими аномалиями, которые в массовой школе встречаются все чаще.
В этой ситуации, даже не обладая правом на постановку диагноза, психолог должен уметь распознать за психологическими, поведенческими симптомами нервно-психическую патологию. С той хотя бы целью, чтобы отдать себе отчет в пределах своих возможностей воздействия на того или иного ребенка. Ведь недостаточная сформированность произвольного внимания и простая недисциплинированность (которая, как известно, может быть обусловлена тысячей чисто психологических причин), с одной стороны, и СДВГ — с другой, это совсем не одно и то же.
Содержание данной работы помогает научиться распознавать болезненный синдром (по счастью, не очень широко распространенный).
Здесь также весьма конкретно прописаны приемы психотерапевтической работы с данной категорией детей, а эта деятельность в ряде случаев относится именно к сфере компетенции психолога (хотя, нелишне повторить, индивидуальная психотерапия гиперактивных детей школьному психологу в непосредственные обязанности не вменяется).
Подробно (насколько позволяет небольшой объем) описаны гипотезы о причинах возникновения СДВГ, клиническая картина расстройства, возрастные и половые особенности его проявления.
Значительную часть работы занимают приложения, представляющие особую ценность для школьного психолога. Здесь приводятся анкета для родителей и анкета для педагога, позволяющие — нет, конечно же, не поставить диагноз! — но выявить необходимость консультации у специалиста в том или ином конкретном случае. «Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми» и «Рекомендации родителям гиперактивных детей», разумеется, не заменят собой лечения, но их важность трудно переоценить. «Схема медико-психолого-педагогической коррекции СДВГ» позволяет наметить пути преодоления расстройства.
В последнее время этому синдрому уделяется все больше внимания, уже опубликовано несколько книг на эту тему. Данная работа, компактность которой достигнута не в ущерб содержанию, представляется наилучшим источником информации по этому вопросу для школьного психолога.

Сергей СТЕПАНОВ