НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК
И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова
М.: Издательство Института психотерапии, 2002
По-житейски доходчивое название и яркое, даже
игривое оформление могут ввести в заблуждение
иного читателя. Ведь в такой форме обычно
преподносятся банальные и малополезные советы
родителям насчет того, как им справляться с
детскими шалостями.
На самом деле эта довольно серьезная работа, хоть
она и издана в серии «Мой ребенок» и содержит
всего 90 страниц, ни содержанием, ни стилем не
напоминает ликбез для родителей.
Она написана практикующим педиатром в
соавторстве с педагогом и повествует об одной из
форм нервно-психических отклонений в детском
возрасте — синдроме дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ). То есть речь в ней идет
не о милых непоседах, а о больных детях, требующих
не просто особого подхода, а самого настоящего
лечения.
Психологу, работающему в массовых
образовательных учреждениях, такая книжка,
казалось бы, не очень и нужна. Ведь он не
уполномочен ставить медицинский диагноз, и
лечебно-коррекционные мероприятия с больными
детьми выходят за рамки его компетенции. Беда в
том, что таково его положение лишь формально, а на
практике постоянно приходится сталкиваться с
самыми настоящими аномалиями, которые в массовой
школе встречаются все чаще.
В этой ситуации, даже не обладая правом на
постановку диагноза, психолог должен уметь
распознать за психологическими, поведенческими
симптомами нервно-психическую патологию. С той
хотя бы целью, чтобы отдать себе отчет в пределах
своих возможностей воздействия на того или иного
ребенка. Ведь недостаточная сформированность
произвольного внимания и простая
недисциплинированность (которая, как известно,
может быть обусловлена тысячей чисто
психологических причин), с одной стороны, и СДВГ
— с другой, это совсем не одно и то же.
Содержание данной работы помогает научиться
распознавать болезненный синдром (по счастью, не
очень широко распространенный).
Здесь также весьма конкретно прописаны приемы
психотерапевтической работы с данной категорией
детей, а эта деятельность в ряде случаев
относится именно к сфере компетенции психолога
(хотя, нелишне повторить, индивидуальная
психотерапия гиперактивных детей школьному
психологу в непосредственные обязанности не
вменяется).
Подробно (насколько позволяет небольшой объем)
описаны гипотезы о причинах возникновения СДВГ,
клиническая картина расстройства, возрастные и
половые особенности его проявления.
Значительную часть работы занимают приложения,
представляющие особую ценность для школьного
психолога. Здесь приводятся анкета для родителей
и анкета для педагога, позволяющие — нет, конечно
же, не поставить диагноз! — но выявить
необходимость консультации у специалиста в том
или ином конкретном случае. «Рекомендации
педагогам по работе с гиперактивными детьми» и
«Рекомендации родителям гиперактивных детей»,
разумеется, не заменят собой лечения, но их
важность трудно переоценить. «Схема
медико-психолого-педагогической коррекции СДВГ»
позволяет наметить пути преодоления
расстройства.
В последнее время этому синдрому уделяется все
больше внимания, уже опубликовано несколько книг
на эту тему. Данная работа, компактность которой
достигнута не в ущерб содержанию, представляется
наилучшим источником информации по этому
вопросу для школьного психолога.
Сергей СТЕПАНОВ |