Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Спасибо вам, что существует ваша (наша) газета. Почитаешь и душой отогреваешься. Есть еще люди, которые хотят нам всем помочь расти профессионально и добиваться положенных для психологов льгот, а также достойного места в образовательной системе. Для меня актуальны проблемы, поднятые вами и коллегами на страницах газеты, тем более что о подобном я писала в Министерство образования РФ.
Но меня несколько удивило (поэтому и пишу), что вы ставите проблемы, касающиеся в основном школьных психологов (и действительно, школьного психолога необходимо ввести в штатное расписание школ). Мне же хочется замолвить слово о психологах всех видов психологических центров (ПЦ) в системе образования. По моему мнению, где бы психолог ни работал, он должен иметь одинаковые льготы. К тому же было бы справедливо платить психологам, как и логопедам, 20% надбавки к зарплате.
А теперь о психологических центрах. Вы пишете: «Психологические центры удерживаются на плаву благодаря типовому положению 1998 года». На мой взгляд, они существуют только благодаря поддержке администрации города и управления образования. А упомянутое положение приемлемо, с моей точки зрения, только для ПЦ больших городов, но не для малых городов России.
Основа для написания типового положения о ПЦ и статусе психолога действительно есть — это материалы «Вестника образования», № 7, 1995 г. (с добавлениями и изменениями в соответствии с требованием настоящего времени).
Психологические центры всех уровней должны быть образовательными учреждениями (коррекционно-развивающими, дополнительного образования).
Если психолог ведет группу развития творческого мышления в школе, это считается образовательным процессом, а если в ПЦ — нет. Что может быть абсурднее? Одна и та же программа, ведет один и тот же человек, а процесс в ПЦ — не образовательный.
По моему мнению, психологические центры являются образовательными учреждениями. Кроме индивидуальной работы с детьми мы ведем кружки, клубы психологической направленности, группы развития, работу с одаренными и проблемными детьми, тренинги, психологические лектории и семинары для родителей, педагогических работников, старшеклассников и т.д. Как видите, мы, как и школы, имеем дело с педагогическими работниками, родителями и детьми.
ПЦ также необходимо включить в список учреждений, работники которых имеют право на получение пенсии по выслуге лет (иначе может получиться парадокс: педагога-психолога внесут в список должностей, дающих такое право, а ПЦ не внесут, и работники ПЦ опять не будут ее получать).
Очень, очень нужна нормативно-правовая база для ПЦ.
Наш Людиновский ПЦ существует уже 10 лет (в этом году был юбилей).
Хочу высказать свое мнение и по штатному расписанию ПЦ малых городов. Для оказания всесторонней (комплексной) помощи клиенту должны быть предусмотрены штатные единицы различных специальностей. По моему мнению, в ПЦ должны трудиться такие специалисты:
директор —1
заместитель директора по учебно-методической работе — 1
психолог — 5–6
логопед — 3
дефектолог — 2
социальный педагог — 2
воспитатель — 1
учитель начальных классов — 1
врач — 2
программист — 1
социолог — 1
валеолог — 1
лаборант — 1
заведующий библиотекой — 1
завхоз — 1
гардеробщик — 1
секретарь-машинистка — 1
уборщица — 1—2 (в зависимости от площади)
рабочий по обслуживанию помещений — 1
сторож — 3
Уважаемые сотрудники редакции! Наконец у меня появилась надежда, что вы вместе с другими авторитетными людьми решите проблемы психологов и психологических центров.
«Миром хорошо Богу молиться, и Бог помогает».
Будьте здоровы и счастливы!

В.М. ГОЛУБЕВА,
директор ПЦ «Гармония»,
г. Людиново, Калужская область