О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Спасибо вам, что существует ваша (наша) газета.
Почитаешь и душой отогреваешься. Есть еще люди,
которые хотят нам всем помочь расти
профессионально и добиваться положенных для
психологов льгот, а также достойного места в
образовательной системе. Для меня актуальны
проблемы, поднятые вами и коллегами на страницах
газеты, тем более что о подобном я писала в
Министерство образования РФ.
Но меня несколько удивило (поэтому и пишу), что вы
ставите проблемы, касающиеся в основном школьных
психологов (и действительно, школьного психолога
необходимо ввести в штатное расписание школ). Мне
же хочется замолвить слово о психологах всех
видов психологических центров (ПЦ) в системе
образования. По моему мнению, где бы
психолог ни работал, он должен иметь одинаковые
льготы. К тому же было бы справедливо платить
психологам, как и логопедам, 20% надбавки к
зарплате.
А теперь о психологических центрах. Вы пишете:
«Психологические центры удерживаются на плаву
благодаря типовому положению 1998 года». На мой
взгляд, они существуют только благодаря
поддержке администрации города и управления
образования. А упомянутое положение приемлемо, с
моей точки зрения, только для ПЦ больших городов,
но не для малых городов России.
Основа для написания типового положения о ПЦ и
статусе психолога действительно есть — это
материалы «Вестника образования», № 7, 1995 г. (с
добавлениями и изменениями в соответствии с
требованием настоящего времени).
Психологические центры всех уровней должны быть
образовательными учреждениями
(коррекционно-развивающими, дополнительного
образования).
Если психолог ведет группу развития творческого
мышления в школе, это считается образовательным
процессом, а если в ПЦ — нет. Что может быть
абсурднее? Одна и та же программа, ведет один и
тот же человек, а процесс в ПЦ — не
образовательный.
По моему мнению, психологические центры являются
образовательными учреждениями. Кроме
индивидуальной работы с детьми мы ведем кружки,
клубы психологической направленности, группы
развития, работу с одаренными и проблемными
детьми, тренинги, психологические лектории и
семинары для родителей, педагогических
работников, старшеклассников и т.д. Как видите,
мы, как и школы, имеем дело с педагогическими
работниками, родителями и детьми.
ПЦ также необходимо включить в список
учреждений, работники которых имеют право на
получение пенсии по выслуге лет (иначе может
получиться парадокс: педагога-психолога внесут в
список должностей, дающих такое право, а ПЦ не
внесут, и работники ПЦ опять не будут ее
получать).
Очень, очень нужна нормативно-правовая база для
ПЦ.
Наш Людиновский ПЦ существует уже 10 лет (в этом
году был юбилей).
Хочу высказать свое мнение и по штатному
расписанию ПЦ малых городов. Для оказания
всесторонней (комплексной) помощи клиенту должны
быть предусмотрены штатные единицы различных
специальностей. По моему мнению, в ПЦ должны
трудиться такие специалисты:
директор —1
заместитель директора по учебно-методической
работе — 1
психолог — 5–6
логопед — 3
дефектолог — 2
социальный педагог — 2
воспитатель — 1
учитель начальных классов — 1
врач — 2
программист — 1
социолог — 1
валеолог — 1
лаборант — 1
заведующий библиотекой — 1
завхоз — 1
гардеробщик — 1
секретарь-машинистка — 1
уборщица — 1—2 (в зависимости от площади)
рабочий по обслуживанию помещений — 1
сторож — 3
Уважаемые сотрудники редакции! Наконец у меня
появилась надежда, что вы вместе с другими
авторитетными людьми решите проблемы психологов
и психологических центров.
«Миром хорошо Богу молиться, и Бог помогает».
Будьте здоровы и счастливы!
В.М. ГОЛУБЕВА,
директор ПЦ «Гармония»,
г. Людиново, Калужская область |