Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА

Н.Ю. Скороходова
СПб.: Речь, 2002

Не будет преувеличением сказать, что учителям и школьным психологам такой книжки по проблемам педагогической психологии давно недоставало. «Книжки» — не в уменьшительно-пренебрежительном смысле, а в смысле формата: издание небольшое, удобное в практическом применении, хорошо структурированное, очень цельное. Книга написана психологом, но совершенно очевидно, что Н.Ю. Скороходова компетентна в тех проблемах, которые обсуждаются: проблемах управления учебным процессом на уроке.
Без излишнего теоретизирования и наукообразности автор излагает свой взгляд на деятельность учителя на уроке. Правда, уже в предисловии четко определяется категория учителей, к которым обращены тезисы и рекомендации данного издания. Это учителя-менеджеры, которые в отличие от учителей-опекунов умеют «использовать потенциал и энергию своих учеников, координируя их деятельность». Данная работа раскрывает вопросы планирования и постановки целей урока, организации взаимодействия учителя с учащимися, поддержки дисциплины и использования различных систем оценивания.
Книга в большой степени напоминает разговор автора с читателем. Небольшие блоки содержательной информации сопровождаются примерами и методиками самоисследования, адресованными читателю, а советы и рекомендации — емкими теоретическими резюме.
В книге пять содержательных разделов.
Первый — «Постановка цели урока». Центральная идея этого раздела — цель, поставленная учителем, не является истинной целью урока, до тех пор пока она не стала целью деятельности учащихся на уроке. Тому, как добиться присвоения учебной цели учениками, посвящен данный раздел.
Второй — «Организация взаимодействия на уроке». Урок предстает перед читателем как процесс общения и внутригруппового взаимодействия со всеми вытекающими отсюда рекомендациями для педагога.
Третий — «Мотивация на уроке». Наисложнейшая проблема современной практической педагогики и психологии. Н.Ю. Скороходовой удалось быть не очень банальной в изложении этой темы.
Четвертый — «Оценивание знаний учащихся». Автор систематизирует и излагает новые подходы к оценке знаний, в частности — критериальный подход, столь пропагандируемый сегодня зарубежной педагогической наукой.
Наконец, пятый — «Развитие умений школьников управлять собой». Название говорит само за себя.
Завершают книгу словарь (дельный и понятный по своим формулировкам) и небольшое диагностическое приложение. Даны несколько методик, которые можно предложить педагогам для самоисследования. Собственно диагностическая ценность данных процедур невелика.
Многие страницы книги могут быть без каких-либо изменений распечатаны в виде методических рекомендаций и использованы на педсоветах и методических семинарах.
Книгу можно с чистым сердцем рекомендовать педагогам для самостоятельного изучения. Ее не мешает прочитать и самим школьным психологам, даже если кажется, что обо всем этом где-то уже читал или слышал.

Марина БИТЯНОВА