ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА
Н.Ю. Скороходова
СПб.: Речь, 2002
Не будет преувеличением сказать, что учителям и
школьным психологам такой книжки по проблемам
педагогической психологии давно недоставало.
«Книжки» — не в уменьшительно-пренебрежительном
смысле, а в смысле формата: издание небольшое,
удобное в практическом применении, хорошо
структурированное, очень цельное. Книга написана
психологом, но совершенно очевидно, что Н.Ю.
Скороходова компетентна в тех проблемах, которые
обсуждаются: проблемах управления учебным
процессом на уроке.
Без излишнего теоретизирования и
наукообразности автор излагает свой взгляд на
деятельность учителя на уроке. Правда, уже в
предисловии четко определяется категория
учителей, к которым обращены тезисы и
рекомендации данного издания. Это
учителя-менеджеры, которые в отличие от
учителей-опекунов умеют «использовать потенциал
и энергию своих учеников, координируя их
деятельность». Данная работа раскрывает вопросы
планирования и постановки целей урока,
организации взаимодействия учителя с учащимися,
поддержки дисциплины и использования различных
систем оценивания.
Книга в большой степени напоминает разговор
автора с читателем. Небольшие блоки
содержательной информации сопровождаются
примерами и методиками самоисследования,
адресованными читателю, а советы и рекомендации
— емкими теоретическими резюме.
В книге пять содержательных разделов.
Первый — «Постановка цели урока». Центральная
идея этого раздела — цель, поставленная
учителем, не является истинной целью урока, до
тех пор пока она не стала целью деятельности
учащихся на уроке. Тому, как добиться присвоения
учебной цели учениками, посвящен данный раздел.
Второй — «Организация взаимодействия на уроке».
Урок предстает перед читателем как процесс
общения и внутригруппового взаимодействия со
всеми вытекающими отсюда рекомендациями для
педагога.
Третий — «Мотивация на уроке». Наисложнейшая
проблема современной практической педагогики и
психологии. Н.Ю. Скороходовой удалось быть не
очень банальной в изложении этой темы.
Четвертый — «Оценивание знаний учащихся». Автор
систематизирует и излагает новые подходы к
оценке знаний, в частности — критериальный
подход, столь пропагандируемый сегодня
зарубежной педагогической наукой.
Наконец, пятый — «Развитие умений школьников
управлять собой». Название говорит само за себя.
Завершают книгу словарь (дельный и понятный по
своим формулировкам) и небольшое
диагностическое приложение. Даны несколько
методик, которые можно предложить педагогам для
самоисследования. Собственно диагностическая
ценность данных процедур невелика.
Многие страницы книги могут быть без каких-либо
изменений распечатаны в виде методических
рекомендаций и использованы на педсоветах и
методических семинарах.
Книгу можно с чистым сердцем рекомендовать
педагогам для самостоятельного изучения. Ее не
мешает прочитать и самим школьным психологам,
даже если кажется, что обо всем этом где-то уже
читал или слышал.
Марина БИТЯНОВА |