Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СИЛА ОЦЕНКИ

В марте этого года в нашей мирнинской средней школе № 2 проходил педсовет, посвященный оценке знаний учащихся. Завучем по учебной работе были представлены материалы по динамике успеваемости учащихся по всем классам. Психолог рассказала о влиянии оценки на детей разного возраста.
Во время этих выступлений учителям предлагалось делать пометки для последующего обсуждения двух вопросов:
разработка общих требований к организации оценочных ситуаций в учебном процессе;
роль оценки в жизни учащихся: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», привычная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Работа в группах вызвала живой интерес и активное участие всех педагогов. Прозвучали интересные предложения и рекомендации.
В приложении к этой статье (см. с. 13) даны материалы, которые были представлены на педсовете психологом для учителей.

НЕБЕЗЫЗВЕСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомню, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:
младенцы — непосредственно эмоциональное общение;
раннее детство — манипулятивная деятельность;
дошкольники — игровая деятельность;
младшие школьники — учебная деятельность;
подростки — социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
старшеклассники — учебно-профессиональная деятельность.
Для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным, но есть, несомненно, общее — эмоционально окрашенное восприятие любой оценки и влияние ее на самооценку ребенка.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Малышам важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.
Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.
Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.

ПОДРОСТКИ

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания, чем младшие школьники. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят общению, развлечениям.
В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого переноса оценок взрослых на самооценку. Ребенок все больше опирается на свои внутренние критерии, сравнивает себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость оценки падает.
Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
В подростковом возрасте нередко возникают разнообразные нарушения, в том числе и в учебной деятельности. В подавляющем большинстве эти нарушения связаны с проблемами в общении с кем-то из значимых для подростка людей (сверстников, родителей, учителей). Оценка в подростковом возрасте выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками.

СТАРШЕКЛАССНИКИ

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то его отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему предмету.
В этом возрасте притупляется острота восприятия сверстников, важней становится потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.
Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности. В целом, для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается.

ИСКУССТВО ОЦЕНИВАНИЯ

Положительные оценки подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу. Однако нужно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой. Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Это влечет за собой негативную реакцию класса и по отношению к отстающему, и по отношению к учителю, который рискует потерять доверие учащихся.
Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Степень же разрыва может определяться учителем пока только интуитивно, точные параметры здесь отсутствуют. Что касается учеников с завышенной самооценкой, то излишняя эмоциональная поддержка учителя может их дезориентировать или привести к такому усилению присущей им мотивации достижения успеха, что это вызовет упрощенное, формальное выполнение заданий, исчезновение творческих элементов в работе («успех любой ценой»). Похвала, выделяющая таких детей из общей массы школьников, обычно приводит к росту уровня притязаний, постоянному ожиданию положительных оценок, противопоставлению себя классу.
Отрицательные оценки — более сложная проблема. Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми. Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика. Искренность взрослого при выставлении оценки, как правило, приводит к тому, что ученики, в свою очередь, становятся искренними, стремятся к контакту с учителем, к сохранению или улучшению сложившихся взаимоотношений. Выражая свои чувства без выговора и приказа, учитель оставляет ученику возможность самому сделать выводы и принять разумное решение.
Таким образом, оценка может выступать в качестве мотива учебной деятельности ученика, воплощать в себе отношение со стороны учителя. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее.

Инна ЛАЗАРЕНКО,
психолог,
г. Мирный, Республика Саха (Якутия)

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология. Книга II. М., 1994, с. 377—391.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
3. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды в 2-х тт. М., 1980.
4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

  • Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
  • При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.
  • Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
  • Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
  • Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два», а тем более «единицу».
  • Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК

Торжествующая «пятерка»

5Гордость и полное удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании.
Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с новой «пятеркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты мой хороший!»
Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим».
Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых.
Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты, самонадеянность, усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.

Обнадеживающая «четверка»

4Поощрения со стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав ребенка, увеличение доверия.
Но если «четверка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные реакции. Со стороны родителей — отсутствие похвалы и ласкового обращения, сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны ребенка — переживание упавшего престижа перед одноклассниками, членами семьи и близкими людьми.
Высокая мотивация учебной деятельности.

Привычная «тройка»

3Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может быть — сожаление, что ребенок упорно не желает (или не может) перешагнуть через «тройку».
Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе.
Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят ребенка, не поощряя подарком.
Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников чаще средняя или низкая статусность.

Угнетающая «двойка»

2Раздражение и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы в семье. Полное лишение прав, установление жесткого контроля и усиление требований.
Угнетенное, напряженное положение ученика в семье и в классе, уязвленное самолюбие, сужение сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей, проработки на собраниях и дома и как реакция — дерзость и озлобление.
Резкое изменение отношений и в том случае, когда из «средних» попал в «слабые». Горькое переживание ухудшения положения в классе и в семье, постоянное выслушивание нотаций от родителей, учителей и «сильных» одноклассников; ложь, чтобы избежать наказания, и переживание разоблачений.
На мотивацию учебной деятельности эта оценка оказывает разное влияние в разных ситуациях, в зависимости от личностных особенностей ученика.

Уничтожающая «единица»

1Применяется на практике в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Педагог нередко озлоблен на такого ученика. Такая оценка может вызывать у одноклассников даже сочувствие к попавшему в беду товарищу из-за несправедливости педагога, а у родителей — смех сквозь слезы, горькую иронию в адрес как ученика, так и его учителя.
На статусное положение учащегося в коллективе сверстников эта оценка практически не влияет, а вот на отношение учеников к своему учителю может повлиять.
Мотивация учебной деятельности часто не меняется, но может и снизиться.