ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ
|
Литография американского
художника Гранта Вуда
«Группа, сажающая деревья», 1937 г.
|
На пленарном заседании любой «нашей»
конференции научные работники самого высокого
ранга клеймят школьных психологов за
пренебрежение теорией. В перерыве между
докладами их слушатели осаждают книжные киоски,
закупая методики проведения тренингов и
руководства по диагностике.
Знакомая картина, правда? Разговоры о
взаимоотношении науки и практики никак не
смолкают. Уже вроде бы давно все ясно, и умные
люди, в том числе и в публикациях «Школьного
психолога», не раз роняли веское слово в том
смысле, что мудрость без метода бездейственна, а
метод без мудрости слеп. Но полного слияния
практиков и теоретиков не произошло.
А раз противоречие сохраняется, невзирая на
увещевания и заклинания, значит, тому есть
какие-то объективные причины. Рискну предложить
свое понимание.
Я очень хорошо чувствую разницу (реальную, не
желаемо-гипотетическую) между наукой и
практикой, когда рассматриваю статьи, пришедшие
в редакцию, что называется, самотеком. Часто
приходится отказывать в публикации тем авторам,
которые подробно описывают процедуру, выборку,
валидность и прочее, но в результате столь
тщательно проведенного исследования получают
чистую феноменологию типа «17% питерских
подростков не разделяют ценности
общественно-полезного труда». Такая «наука» лишь
отвечает на вопрос «что происходит?» и не дает
практику ничего практического, прошу прощения за
тавтологию.
Реже встречаются научные исследования,
обнаруживающие причины наблюдаемых явлений, то
есть отвечающие на вопрос: «Почему так
происходит?» Это уже интереснее, и такие статьи
мы публикуем охотнее, поскольку понимание причин
позволяет выбрать адекватные методы работы.
Иными словами — ответить на вопрос: «Как
сделать?»
Собственно, ответами на этот вопрос мы в первую
очередь и стараемся снабжать наших читателей. И
вот уже который год подвергаемся критике за
«инструментальный подход». Вы тоже ее слышали в
свой адрес, да?
Самое обидное, что такая критика часто бывает
вполне обоснованна. Ведь для истинно успешной
практики недостаточно знания «как сделать»,
необходимо еще понимание «что сделать». А это, в
свою очередь, зависит от того, «зачем» делать.
Часто ли мы задаемся этими вопросами?
Кстати, глобальных ответов на «миссионерские»
вопросы «что?» и «зачем?» не в состоянии дать ни
психологическая наука, ни психологическая
практика. Тут уже не обойтись без философии
образования, а она у нас пока является скорее
предметом спора, чем объединяющим началом.
Может быть, потому и теория с практикой никак не
договорятся?
Марк САРТАН |