Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ

Литография американского художника Гранта Вуда «Группа, сажающая деревья», 1937 г.
Литография американского
художника Гранта Вуда
«Группа, сажающая деревья», 1937 г.

На пленарном заседании любой «нашей» конференции научные работники самого высокого ранга клеймят школьных психологов за пренебрежение теорией. В перерыве между докладами их слушатели осаждают книжные киоски, закупая методики проведения тренингов и руководства по диагностике.
Знакомая картина, правда? Разговоры о взаимоотношении науки и практики никак не смолкают. Уже вроде бы давно все ясно, и умные люди, в том числе и в публикациях «Школьного психолога», не раз роняли веское слово в том смысле, что мудрость без метода бездейственна, а метод без мудрости слеп. Но полного слияния практиков и теоретиков не произошло.
А раз противоречие сохраняется, невзирая на увещевания и заклинания, значит, тому есть какие-то объективные причины. Рискну предложить свое понимание.
Я очень хорошо чувствую разницу (реальную, не желаемо-гипотетическую) между наукой и практикой, когда рассматриваю статьи, пришедшие в редакцию, что называется, самотеком. Часто приходится отказывать в публикации тем авторам, которые подробно описывают процедуру, выборку, валидность и прочее, но в результате столь тщательно проведенного исследования получают чистую феноменологию типа «17% питерских подростков не разделяют ценности общественно-полезного труда». Такая «наука» лишь отвечает на вопрос «что происходит?» и не дает практику ничего практического, прошу прощения за тавтологию.
Реже встречаются научные исследования, обнаруживающие причины наблюдаемых явлений, то есть отвечающие на вопрос: «Почему так происходит?» Это уже интереснее, и такие статьи мы публикуем охотнее, поскольку понимание причин позволяет выбрать адекватные методы работы. Иными словами — ответить на вопрос: «Как сделать?»
Собственно, ответами на этот вопрос мы в первую очередь и стараемся снабжать наших читателей. И вот уже который год подвергаемся критике за «инструментальный подход». Вы тоже ее слышали в свой адрес, да?
Самое обидное, что такая критика часто бывает вполне обоснованна. Ведь для истинно успешной практики недостаточно знания «как сделать», необходимо еще понимание «что сделать». А это, в свою очередь, зависит от того, «зачем» делать. Часто ли мы задаемся этими вопросами?
Кстати, глобальных ответов на «миссионерские» вопросы «что?» и «зачем?» не в состоянии дать ни психологическая наука, ни психологическая практика. Тут уже не обойтись без философии образования, а она у нас пока является скорее предметом спора, чем объединяющим началом.
Может быть, потому и теория с практикой никак не договорятся?

Марк САРТАН