МОСКВА
В начале нового учебного года в Городском
психолого-социальном центре возобновила работу
развивающая группа «умка» для детей раннего
дошкольного возраста
В группе занимаются дети от 2-х до 5-ти лет.
Они делятся на три подгруппы: от 2 до 3-х, от 3 до 4-х
лет и от 4-х до 5-ти лет. Максимальное количество
детей в каждой группе не превышает 8 человек.
Занятия проходят один раз в неделю.
Основные цели, которые ставят перед собой
психологи: адаптация детей к различным
социальным институтам (яслям, детскому саду,
школе и т.п.) и к детскому коллективу; развитие
потребности ребенка в творческом самовыражении;
познавательное, речевое и моторно-двигательное
развитие.
С группой одновременно работают три
педагога-психолога, каждый из которых ведет свое
направление. Общее время одного занятия — от 50
минут до 1 часа 20 минут.
В качестве иллюстрации можно привести занятие на
тему «Осень» (для детей от 2 до 3-х лет).
Дети входят в группу, их встречает медвежонок
Умка и предлагает поиграть (используются
конструкторы лего — «Дом», «Железная дорога»).
Дети свободно играют.
Затем Умка подзывает детей к окну и просит
понаблюдать, что там происходит (окна комнаты
выходят в парк). «Сейчас осень. Посмотрите на
деревья. Какого цвета у них листочки? А почему они
опадают?..» Подобные вопросы стимулируют у детей
познавательную активность, внимание, желание
ответить на вопросы взрослого.
После этого Умка говорит, что сегодня на занятие
принес листочки. Детям раздаются сухие листья.
Включается тихая классическая музыка (например,
из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Под эту
музыку детям предлагается представить, что они —
осенние листочки: могут кружиться, лететь,
падать. По заданию педагога-психолога дети
исполняют свободный танец осенних листьев. В
конце листья падают, и дети их собирают в большую
и маленькую корзины (большие листья — в большую,
маленькие — в маленькую).
Затем Умка приглашает всех к большому столу, где
для каждого ребенка приготовлен лист бумаги с
нарисованным контуром осеннего листа. Детям
предлагается раскрасить этот листок в тот цвет, в
который они захотят. Дети учатся правильно
держать карандаш, проводить линии, штриховать.
После этого кто хочет, может пойти играть, а кто
не хочет играть, может рисовать дальше.
Свободное время длится 15–20 минут. В конце
занятия медвежонок Умка благодарит детей, дарит
им по осеннему листочку и прощается.
После таких занятий психологи рассказывают
родителям об индивидуальных особенностях детей,
о том, как проходило занятие, отвечают на вопросы
родителей.
По итогам весеннего цикла занятий (февраль, март,
апрель) оказалось, что одна из основных задач
группы (адаптация детей и родителей к
дошкольному учреждению) была выполнена — все
дети, посещавшие «Умку», успешно адаптировались
в детском саду.
Дошкольный отдел
Московского городского
психолого-социального центра
Тел: (095) 304-77-89 |