ВОСПИТАНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Сколько себя помню, никогда не умолкали
споры о воспитательной работе в школе. То, что
школа должна учить детей, никогда не
подвергалось сомнению, ведь на то она и школа. А
вот должна ли она их еще и воспитывать? До сих пор
некоторые считают положительный ответ на этот
вопрос абсолютно бесспорным, а другие, напротив,
— совершенно невозможным.
Раньше, когда мы жили в другой стране,
необходимость воспитательной работы в школе
считалась настолько очевидной, что даже и не
обсуждалась. Сегодня эта эпоха настолько ушла в
прошлое, что стала иногда восприниматься как
«старые добрые времена». Даже советскую школу
кое-кто считает золотым веком российского
образования, под которым тогда понималось именно
сочетание обучения и воспитания.
О качестве обучения поговорим как-нибудь в
другой раз, а вот воспитательная работа в
советской школе, если посмотреть правде в глаза,
была такой же фикцией, как пятилетние планы. То
есть нет, работа, конечно, велась, и немалая, и
планы составлялись, и даже в отчетах все
сходилось. Только в жизни результаты были совсем
не те, что на бумаге. Воспитывали строителей
коммунизма, и вот они выросли и построили...
подберите, пожалуйста, сами название тому, что
нас сегодня окружает.
Воспитание есть сознательная передача ценностей
и норм поведения. Если школа собирается этим
заниматься, то сначала она должна определить,
какие ценности нужно транслировать.
Сегодня общественного согласия на этот счет
никак не наблюдается. Одни пытаются угнаться за
прогрессом и превозносят свободу и
предприимчивость, другие припадают к
православно-коммунистическим истокам и
пропагандируют приоритет общественного над
личным, да еще пытаются присвоить себе право это
самое «общественное» и сформулировать.
А школа ведь институт как раз общественный, и
если ставить перед ней задачу воспитания, то на
это необходим социальный заказ, причем самим
обществом и сформулированный. Только тогда его
можно попытаться воплотить в жизнь в виде
целенаправленной воспитательной работы. Так что
пока общество, то есть мы сами между собой не
договоримся о целях воспитания, такую работу
школа вести не сможет.
Можно, конечно, на общество не оглядываться, а
спустить цели и задачи, что называется, сверху. Но
тогда, боюсь, опять двойная мораль получится:
школа будет про одно, а жизнь — про другое.
Со строителями коммунизма мы это уже проходили.
Второй раз не хочется.
Марк САРТАН |