Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002

ВОСПИТАНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Сколько себя помню, никогда не умолкали споры о воспитательной работе в школе. То, что школа должна учить детей, никогда не подвергалось сомнению, ведь на то она и школа. А вот должна ли она их еще и воспитывать? До сих пор некоторые считают положительный ответ на этот вопрос абсолютно бесспорным, а другие, напротив, — совершенно невозможным.
Раньше, когда мы жили в другой стране, необходимость воспитательной работы в школе считалась настолько очевидной, что даже и не обсуждалась. Сегодня эта эпоха настолько ушла в прошлое, что стала иногда восприниматься как «старые добрые времена». Даже советскую школу кое-кто считает золотым веком российского образования, под которым тогда понималось именно сочетание обучения и воспитания.
О качестве обучения поговорим как-нибудь в другой раз, а вот воспитательная работа в советской школе, если посмотреть правде в глаза, была такой же фикцией, как пятилетние планы. То есть нет, работа, конечно, велась, и немалая, и планы составлялись, и даже в отчетах все сходилось. Только в жизни результаты были совсем не те, что на бумаге. Воспитывали строителей коммунизма, и вот они выросли и построили... подберите, пожалуйста, сами название тому, что нас сегодня окружает.
Воспитание есть сознательная передача ценностей и норм поведения. Если школа собирается этим заниматься, то сначала она должна определить, какие ценности нужно транслировать.
Сегодня общественного согласия на этот счет никак не наблюдается. Одни пытаются угнаться за прогрессом и превозносят свободу и предприимчивость, другие припадают к православно-коммунистическим истокам и пропагандируют приоритет общественного над личным, да еще пытаются присвоить себе право это самое «общественное» и сформулировать.
А школа ведь институт как раз общественный, и если ставить перед ней задачу воспитания, то на это необходим социальный заказ, причем самим обществом и сформулированный. Только тогда его можно попытаться воплотить в жизнь в виде целенаправленной воспитательной работы. Так что пока общество, то есть мы сами между собой не договоримся о целях воспитания, такую работу школа вести не сможет.
Можно, конечно, на общество не оглядываться, а спустить цели и задачи, что называется, сверху. Но тогда, боюсь, опять двойная мораль получится: школа будет про одно, а жизнь — про другое.
Со строителями коммунизма мы это уже проходили. Второй раз не хочется.

Марк САРТАН