ЖАН ПИАЖЕ:
ТЕОРИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ДИСКУССИИ
М.: Гардарика, 2001
Вы — психолог? Тогда наверняка знаете об
исследованиях интеллекта основателя женевской
школы генетической психологии Ж. Пиаже. Или, по
крайней мере, должны знать. Теперь у вас
появилась возможность значительно углубить и
расширить ваши знания.
Данный сборник статей — весьма необычное
издание, которое можно назвать хрестоматией
работ Жана Пиаже. Оно включает не только труды
самого Пиаже, но и статьи отечественных и
зарубежных ученых, в которых они высказывают
свое отношение к его исследованиям. Таким
образом, чтение книги позволяет понять точку
зрения не только Пиаже, но и его научных
противников, готовых к обоснованной и
обстоятельной дискуссии относительно природы
интеллекта и основных механизмов формирования
познавательных действий.
Все исследователи творчества Ж. Пиаже единодушны
в оценке его вклада в психологию ХХ века: этот
вклад очень весом. Уже тот факт, что его работы
вызывают ожесточенные научные споры, говорит сам
за себя. А по мнению Л.Ф. Обуховой, одного из
составителей сборника, Ж. Пиаже — ученый,
изменивший лицо современной психологии.
Напомню, что большинству практических
психологов Пиаже известен как автор феноменов
Пиаже. Их можно наблюдать почти у каждого ребенка
дошкольного возраста.
Ж. Пиаже прожил долгую жизнь и написал немало
книг и статей, но на русский язык переведено лишь
несколько его фундаментальных монографий. Тем не
менее составители сборника попытались
максимально полно представить исследования
познавательной деятельности ребенка,
выполненные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.
Книга хорошо структурирована. Каждая ее глава
представляет собой самостоятельное целое, но
вместе с тем логично связана с остальными.
Сборник открывается краткими биографиями Пиаже
и Инельдер, знакомящими с основными этапами
жизненного пути этих ученых.
Далее, во второй и третьей главах, помещены
соответственно ранние работы Пиаже и статьи, в
которых описывается операциональная концепция
развития интеллекта. Особый интерес
представляет статья, названная самим Пиаже
«Теория Пиаже», в которой автор старается
прояснить свою точку зрения.
В четвертой главе дается глубокий теоретический
анализ концепции Пиаже, выполненный
отечественными психологами.
В пятой главе приводится критика
операциональной теории интеллекта. Поиск
психологических механизмов известных феноменов
Пиаже содержится в работах школы П.Я. Гальперина
и Д.Б. Эльконина.
Наконец, последняя глава целиком посвящена
критике Пиаже зарубежными исследователями.
В качестве приложения в сборник включены 18
заданий, которые могут быть использованы как в
исследовательских, так и в диагностических
целях.
Обращает на себя внимание высокая
профессиональная культура составителей
сборника: здесь есть именной и предметный
указатель, что значительно облегчает чтение
книги.
Книга может быть рекомендована широкому кругу
практических психологов, работающих с детьми
самого разного возраста: с проблемными и
нормально развивающимися, с успешными и имеющими
трудности в обучении. Даже если предположить, что
подход Пиаже не может быть применен при решении
практических задач, чтение этой книги будет
полезно уже потому, что оно способствует
формированию психологического мировоззрения.
Марина СТЕПАНОВА |