НА ОСНОВЕ ПРОДУМАННЫХ ЦЕЛЕЙ
Эта статья — продолжение разговора, начатого
несколькими номерами раньше, по проблемам
профессионального самоопределения психолога в
школе (см. статью «Вперед... в прошлое» в № 31). Мы
обозначили тогда один из возможных подходов к
проектированию системы деятельности психолога
образования — через «профессиональный
конструктор». Напомню, что мы предлагали в
качестве единицы деятельности психолога в
образовательном учреждении рассматривать не вид
работы, а целостную программу. В отличие от видов
работы, такая программа является законченным
фрагментом работы психолога. Программа должна
быть направлена на решение проблемы, значимой
для образовательного процесса данного
учреждения.
Реализация такого подхода к конструированию
деятельности психолога в корне меняет
содержание и организацию процессов планирования
и отчетности. И что самое главное — делает эти
процессы высокоэффективными и осмысленными.
В этой статье мы рассмотрим основные принципы
планирования и подведения итогов работы
психолога в течение года.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Деятельность педагога-психолога в течение
учебного года осуществляется в соответствии с
двумя основными видами планирования:
перспективным и текущим.
Перспективное планирование деятельности
осуществляется в июле—августе. В основе
перспективного планирования — цели и задачи
деятельности на ближайший год, которые
раскрываются в конкретных видах работы и
реализуются в различных формах. Таким образом,
общая схема перспективного планирования такова:
цели — содержание работы — виды работы —
адекватные формы и средства.
Например:
Цель
Комплексное психолого-педагогическое
сопровождение школьников на этапе перехода из
начального в среднее звено.
Содержание работы
Организация преемственности методических
приемов, способов организации и оценки учебной
деятельности в работе педагогов начального
звена и 5-х классов.
Обеспечение высокого уровня готовности
большинства школьников к обучению в новой
социально-педагогической ситуации.
Оказание психолого-педагогической помощи
учащимся, имеющим трудности в
социально-психологической адаптации и т.д.
Виды, формы и средства работы
Представлены в таблице (см. внизу)
Опыт показывает, что любая деятельность,
связанная с осознанной постановкой целей,
вызывает у многих наших коллег серьезные
трудности. Ими ставятся, как правило, чрезвычайно
обобщенные, размытые цели (типа построения
коммунизма в отдельно взятой стране или
всестороннего развития личности учащегося), на
основании которых невозможно построить
конкретную деятельность специалиста. Иногда
цели подменяются направлениями работы,
отдельными мероприятиями (провести консилиум,
диагностику и т.д.). Между тем работа, в основе
которой лежат программы и проекты, может быть
построена только на основе целей и вытекающих из
них задач.
Откуда же брать педагогу-психологу цели для
собственной деятельности?
Возможными источниками целеполагания в
деятельности педагога-психолога могут
выступать:
— цели и задачи, вытекающие из образовательной и
воспитательной программы школы на текущий год;
— актуальные проблемы образовательной среды,
выявленные с помощью мониторинга или анализа
деятельности школы в предыдущем году;
— научно-практические разработки и
рекомендации, в том числе — свои собственные.
Предпочтительно сочетание всех трех источников
целеполагания.
Перспективное планирование осуществляется в
двух основных формах:
1. Традиционные для данного образовательного
учреждения программы психолого-педагогической
работы, направленные на решение
воспроизводящихся из года в год образовательных
задач или на профилактику типичных для данного
учреждения проблем. Такие программы
представляют собой проверенные и хорошо
зарекомендовавшие себя системы
психолого-педагогической работы. Например,
программа психологической адаптации
первоклассников, организации преемственности
обучения в начальной и средней школе, развития
социальных навыков у подростков,
психологического сопровождения
профессионального самоопределения
старшеклассников и т.д.
2. Психолого-педагогические проекты
содержательного или организационного характера.
В данном случае проект рассматривается как
целостная система профессиональной
деятельности, направленная на решение
определенной актуальной проблемы. Проект
предполагает исследование того или иного пути
решения этой проблемы. В дальнейшем он может
превратиться в традиционную программу работы,
если окажется, что проблема, для решения которой
он был разработан, так или иначе воспроизводится
в данной образовательной среде.
Общая схема перспективного планирования такова:
1. Класс, параллель, группа детей.
2. Проблема.
3. Цель деятельности педагога-психолога.
4. Задачи деятельности педагога-психолога.
5. Направления и виды работы.
6. Оптимальные формы и сроки проведения различных
видов работ.
7. Способы оценки эффективности.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Следует заметить, что большинство проблем и
запросов, с которыми школьный психолог
сталкивается в течение учебного года, требуют
текущего планирования: для их решения
недостаточно применения отдельных стандартных
средств (например, только консультирования или
коррекционно-развивающих занятий). Возникает
необходимость разработки и реализации небольших
проектов, в которые включаются различные виды
деятельности самого психолога, а также других
школьных специалистов.
Текущее планирование проектов и программ работы
осуществляется по представленной выше общей
схеме.
ГОДИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
План работы педагога-психолога на текущий год
формируется из совокупности программ и проектов,
взятых за основу деятельности. На реализацию
этих программ и проектов отводится около
половины рабочего времени специалиста.
Оставшиеся 50% времени нужно использовать для
реализации текущего планирования в виде
краткосрочных проектов и отдельных видов работы
(под конкретные текущие запросы родителей,
педагогов, администрации и самих учащихся).
Наиболее удобной формой для годичного плана
работы является план-сетка (см. приложение). Здесь
вся предполагаемая деятельность специалиста
разделена по классам (параллелям), видам работы и
месяцам.
Обратите особое внимание на то, что созданию
плана-сетки обязательно предшествует создание и
обоснование психолого-педагогических программ и
проектов с указанием целей и задач работы! В этом
случае за конкретными видами и формами
ежедневной работы не будет потеряно общее
направление деятельности специалиста.
На основании планов-сеток работы по классам
(параллелям) создается общий план работы
педагога-психолога на четверть и месяц.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
Проективное планирование предъявляет
определенные требования не только к организации
работы специалиста в течение года, но и к
отчетности. Можно выделить два основных ее вида.
Содержательная отчетность предполагает
подведение итогов реализации
психолого-педагогических программ и проектов
(как перспективного, так и текущего
планирования).
С какой эффективностью и в каком объеме
реализованы данные программы и проекты (решены
ли лежащие в их основании задачи и проблемы)?
Каковы перспективы их дальнейшего
использования? В каких изменениях они нуждаются?
Какие новые проблемы и задачи обозначились в
процессе их реализации?
Содержательная отчетность, несомненно,
является основной, так как отражает качество и
эффективность психологической работы в
образовательном учреждении.
Статистическая отчетность позволяет оценить
работу педагога-психолога с точки зрения ее
структурных характеристик и общего объема. С
помощью этого вида отчетности можно выявить виды
деятельности, доминирующие в работе специалиста,
определить причины преобладания одних и
нивелирования других видов профессиональной
деятельности и т.д.
Статистическая отчетность, несомненно,
полезна, и ее следует вести в течение года. Однако
она должна «знать свое место». Иначе мы рискуем
снова из специалистов, решающих актуальные
проблемы и работающих на перспективные задачи,
превратиться в психологических медсестер,
проводящих профилактические прививки и исправно
выдающих аспирин приболевшим ученикам.
В приложении представлены формы планирования,
которые реально используются нами уже на
протяжении нескольких лет.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
ТАБЛИЦА
Виды работы |
Формы и средства |
Психолого-педагогическая
диагностика
в средней школе и адаптации в 5-м классе |
Групповая экспресс-диагностика
по следующим параметрам: сформированность
общеучебных навыков, в том числе —
готовности школьников к обучению умственных;
эмоциональное состояние школьников, личностная
зрелость, отношение к школе и т.д. |
Методические консультации
педагогов |
Круглые столы педагогов
начальной школы и 5-х классов по различным
проблемам |
Организационная работа |
Ведение круглых столов,
психолого-педагогического консилиума,
подготовка заключения и т.д. |
Развивающая работа с группой
учащихся и т.д. |
Проведение групповых
развивающих занятий по программе «Профессия —
школьник» (1 раз в неделю),
проведение серии развивающих игр и т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОГРАММА
(название)
Класс, параллель, группа:
Проблема:
Цель деятельности педагога-психолога:
Задачи, решаемые программой:
1.
2.
3.
Организация работы:
Вид работы |
Задачи |
Предполагаемые формы и
средства |
Предполагаемые сроки
проведения |
|
|
|
|
Способы оценки эффективности:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(название)
Класс, параллель, группа:
Проблема:
Способ выявления проблемы:
Цель деятельности педагога-психолога:
Задачи, решаемые программой:
1.
2.
3.
Организация работы:
Вид работы |
Задачи |
Предполагаемые формы и
средства |
Предполагаемые сроки
проведения |
|
|
|
|
Способы оценки эффективности:
Дальнейшие перспективы проекта:
ГОДИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
на _______год
Вид работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Психолого-педагогическая
диагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коррекционно-развивающая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологическое обучение
школьников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с педагогическим
коллективом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|