Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


ГИЛЬДИЯ

НА ОСНОВЕ ПРОДУМАННЫХ ЦЕЛЕЙ

Эта статья — продолжение разговора, начатого несколькими номерами раньше, по проблемам профессионального самоопределения психолога в школе (см. статью «Вперед... в прошлое» в № 31). Мы обозначили тогда один из возможных подходов к проектированию системы деятельности психолога образования — через «профессиональный конструктор». Напомню, что мы предлагали в качестве единицы деятельности психолога в образовательном учреждении рассматривать не вид работы, а целостную программу. В отличие от видов работы, такая программа является законченным фрагментом работы психолога. Программа должна быть направлена на решение проблемы, значимой для образовательного процесса данного учреждения.
Реализация такого подхода к конструированию деятельности психолога в корне меняет содержание и организацию процессов планирования и отчетности. И что самое главное — делает эти процессы высокоэффективными и осмысленными.
В этой статье мы рассмотрим основные принципы планирования и подведения итогов работы психолога в течение года.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Деятельность педагога-психолога в течение учебного года осуществляется в соответствии с двумя основными видами планирования: перспективным и текущим.
Перспективное планирование деятельности осуществляется в июле—августе. В основе перспективного планирования — цели и задачи деятельности на ближайший год, которые раскрываются в конкретных видах работы и реализуются в различных формах. Таким образом, общая схема перспективного планирования такова: цели — содержание работы — виды работы — адекватные формы и средства.
Например:
Цель
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено.
Содержание работы
Организация преемственности методических приемов, способов организации и оценки учебной деятельности в работе педагогов начального звена и 5-х классов.
Обеспечение высокого уровня готовности большинства школьников к обучению в новой социально-педагогической ситуации.
Оказание психолого-педагогической помощи учащимся, имеющим трудности в социально-психологической адаптации и т.д.
Виды, формы и средства работы
Представлены в таблице (см. внизу)

Опыт показывает, что любая деятельность, связанная с осознанной постановкой целей, вызывает у многих наших коллег серьезные трудности. Ими ставятся, как правило, чрезвычайно обобщенные, размытые цели (типа построения коммунизма в отдельно взятой стране или всестороннего развития личности учащегося), на основании которых невозможно построить конкретную деятельность специалиста. Иногда цели подменяются направлениями работы, отдельными мероприятиями (провести консилиум, диагностику и т.д.). Между тем работа, в основе которой лежат программы и проекты, может быть построена только на основе целей и вытекающих из них задач.
Откуда же брать педагогу-психологу цели для собственной деятельности?
Возможными источниками целеполагания в деятельности педагога-психолога могут выступать:
— цели и задачи, вытекающие из образовательной и воспитательной программы школы на текущий год;
— актуальные проблемы образовательной среды, выявленные с помощью мониторинга или анализа деятельности школы в предыдущем году;
— научно-практические разработки и рекомендации, в том числе — свои собственные.
Предпочтительно сочетание всех трех источников целеполагания.
Перспективное планирование осуществляется в двух основных формах:
1. Традиционные для данного образовательного учреждения программы психолого-педагогической работы, направленные на решение воспроизводящихся из года в год образовательных задач или на профилактику типичных для данного учреждения проблем. Такие программы представляют собой проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя системы психолого-педагогической работы. Например, программа психологической адаптации первоклассников, организации преемственности обучения в начальной и средней школе, развития социальных навыков у подростков, психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и т.д.
2. Психолого-педагогические проекты содержательного или организационного характера. В данном случае проект рассматривается как целостная система профессиональной деятельности, направленная на решение определенной актуальной проблемы. Проект предполагает исследование того или иного пути решения этой проблемы. В дальнейшем он может превратиться в традиционную программу работы, если окажется, что проблема, для решения которой он был разработан, так или иначе воспроизводится в данной образовательной среде.
Общая схема перспективного планирования такова:
1. Класс, параллель, группа детей.
2. Проблема.
3. Цель деятельности педагога-психолога.
4. Задачи деятельности педагога-психолога.
5. Направления и виды работы.
6. Оптимальные формы и сроки проведения различных видов работ.
7. Способы оценки эффективности.

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Следует заметить, что большинство проблем и запросов, с которыми школьный психолог сталкивается в течение учебного года, требуют текущего планирования: для их решения недостаточно применения отдельных стандартных средств (например, только консультирования или коррекционно-развивающих занятий). Возникает необходимость разработки и реализации небольших проектов, в которые включаются различные виды деятельности самого психолога, а также других школьных специалистов.
Текущее планирование проектов и программ работы осуществляется по представленной выше общей схеме.

ГОДИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

План работы педагога-психолога на текущий год формируется из совокупности программ и проектов, взятых за основу деятельности. На реализацию этих программ и проектов отводится около половины рабочего времени специалиста.
Оставшиеся 50% времени нужно использовать для реализации текущего планирования в виде краткосрочных проектов и отдельных видов работы (под конкретные текущие запросы родителей, педагогов, администрации и самих учащихся).
Наиболее удобной формой для годичного плана работы является план-сетка (см. приложение). Здесь вся предполагаемая деятельность специалиста разделена по классам (параллелям), видам работы и месяцам.
Обратите особое внимание на то, что созданию плана-сетки обязательно предшествует создание и обоснование психолого-педагогических программ и проектов с указанием целей и задач работы! В этом случае за конкретными видами и формами ежедневной работы не будет потеряно общее направление деятельности специалиста.
На основании планов-сеток работы по классам (параллелям) создается общий план работы педагога-психолога на четверть и месяц.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Проективное планирование предъявляет определенные требования не только к организации работы специалиста в течение года, но и к отчетности. Можно выделить два основных ее вида.
Содержательная отчетность предполагает подведение итогов реализации психолого-педагогических программ и проектов (как перспективного, так и текущего планирования).
С какой эффективностью и в каком объеме реализованы данные программы и проекты (решены ли лежащие в их основании задачи и проблемы)? Каковы перспективы их дальнейшего использования? В каких изменениях они нуждаются? Какие новые проблемы и задачи обозначились в процессе их реализации?
Содержательная отчетность, несомненно, является основной, так как отражает качество и эффективность психологической работы в образовательном учреждении.
Статистическая отчетность позволяет оценить работу педагога-психолога с точки зрения ее структурных характеристик и общего объема. С помощью этого вида отчетности можно выявить виды деятельности, доминирующие в работе специалиста, определить причины преобладания одних и нивелирования других видов профессиональной деятельности и т.д.
Статистическая отчетность, несомненно, полезна, и ее следует вести в течение года. Однако она должна «знать свое место». Иначе мы рискуем снова из специалистов, решающих актуальные проблемы и работающих на перспективные задачи, превратиться в психологических медсестер, проводящих профилактические прививки и исправно выдающих аспирин приболевшим ученикам.
В приложении представлены формы планирования, которые реально используются нами уже на протяжении нескольких лет.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

ТАБЛИЦА

Виды работы Формы и средства
Психолого-педагогическая диагностика
в средней школе и адаптации в 5-м классе
Групповая экспресс-диагностика по следующим параметрам: сформированность общеучебных навыков, в том числе —
готовности школьников к обучению умственных; эмоциональное состояние школьников, личностная зрелость, отношение к школе и т.д.
Методические консультации педагогов Круглые столы педагогов начальной школы и 5-х классов по различным проблемам
Организационная работа Ведение круглых столов, психолого-педагогического консилиума, подготовка заключения и т.д.
Развивающая работа с группой учащихся и т.д. Проведение групповых развивающих занятий по программе «Профессия — школьник» (1 раз в неделю),
проведение серии развивающих игр и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

(название)
Класс, параллель, группа:
Проблема:
Цель деятельности педагога-психолога:
Задачи, решаемые программой:
1.
2.
3.

Организация работы:

Вид работы Задачи Предполагаемые формы и средства Предполагаемые сроки проведения
       

Способы оценки эффективности:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(название)
Класс, параллель, группа:
Проблема:
Способ выявления проблемы:
Цель деятельности педагога-психолога:
Задачи, решаемые программой:
1.
2.
3.

Организация работы:

Вид работы Задачи Предполагаемые формы и средства Предполагаемые сроки проведения
       

Способы оценки эффективности:
Дальнейшие перспективы проекта:

ГОДИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

на _______год

Вид работы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Психолого-педагогическая диагностика                  
Коррекционно-развивающая работа                  
Психологическое обучение школьников                  
Работа с педагогическим коллективом                  
Работа с родителями                  
Индивидуальная работа с детьми                  
...