ПИТЕР. ОКТЯБРЬ. СМОЛЬНЫЙ
17–18 октября в Санкт-Петербурге прошла
традиционная (седьмая) Всероссийская
конференция «Психология в школе»
|
Одной из первых приветствовала
участников конференции начальник
управления специального
образования
Минобразования России
Т.В.Волосовец
|
В этом году ее организаторы, среди которых
Министерство образования РФ, Комитет по
образованию Санкт-Петербурга, ГП «Иматон», РГПУ
им. А.И. Герцена, Московский городской
психолого-педагогический университет,
определили основную тему конференции как «Зона
ближайшего развития».
Судьбоносность конференции подчеркивало и то,
что первый день ее работы проходил в здании
Смольного. Это отметил открывавший заседание
вице-губернатор Санкт-Петербурга В.И. Шитарев. С
приветственным словом к собравшимся обратилась
Т.В. Волосовец (начальник управления
специального образования Минобразования
России). Отметив, что психологическая служба в
системе образования добилась значительных
успехов, Татьяна Владимировна пожелала ей (как и
всей системе образования) достойно пережить
грядущие перемены, связанные с реформой.
С докладом о состоянии и перспективах развития
службы практической психологии в
Санкт-Петербурге выступила Т.И. Голубева
(председатель Комитета
по образованию администрации Санкт-Петербурга).
Хотя в северной столице уже существует
действующая модель психолого-педагогического
сопровождения учащихся, тем не менее пока еще нет
возможностей и ресурсов для формирования единой
централизованной системы по ее воплощению. В
частности, нет городского психологического
центра, который взял бы на себя координационные и
методические функции.
Среди основных проблем, существующих в
психологической службе города, Татьяна Ивановна
назвала нехватку подготовленных для
практической работы в школе
психологов-профессионалов.
Говоря о необходимости разработки единого
диагностического и коррекционного
инструментария, Т.И. Голубева предостерегла
собравшихся от опасности унификации в развитии
системы психологической службы.
Свое выступление на тему «Служба практической
психологии в современных условиях» начальник
отдела практической психологии и охраны
здоровья детей Министерства образования РФ И.М.
Каманов начал с того, что выразил удовлетворение
составом и количеством участников конференции,
среди которых были различные специалисты,
представляющие практически все федеральные
округа России, а также Белоруссию, Латвию,
Молдавию и Украину.
Говоря об успехах психологической службы, Игорь
Михайлович отметил, что теперь почти во всех
регионах она имеет поддержку со стороны местной
администрации и органов управления
образованием. Кроме того, по данным мониторинга,
количество педагогов-психологов в нашей стране
существенно выросло, сейчас их более 54 тысяч
человек. Большую роль в оказании
квалифицированной
психолого-медико-педагогической помощи играют
ППМС-центры. Произошли изменения и в
качественном составе специалистов. Так, к 2003 году
каждый третий психолог будет иметь базовое
образование. А 40% по итогам аттестации получили
высшую квалификационную категорию.
Как положительный фактор Игорь Михайлович
отметил то, что в 62 регионах созданы свои
собственные положения о психологической службе
и разработаны модели ее построения. Этот опыт,
безусловно, должен быть использован для создания
общих нормативных документов.
Игорь Михайлович считает, что психологической
службе необходимо совершить качественный
прорыв. Для этого следует утвердить положение о
службе практической психологии в системе
образования, четко определить юридический
статус педагога-психолога, усовершенствовать
систему социальных гарантий. Многое должно
решиться на ноябрьском заседании коллегии
Министерства образования и майском съезде
практических психологов.
СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ
Далее последовали доклады ученых.
Как всегда искрометным было выступление А.Г.
Асмолова (доктора психологических наук,
заведующего кафедрой психологии личности МГУ им.
М.В. Ломоносова) на тему «Мир практической
психологии в школе: зона ближайшего развития».
Александр Григорьевич образно сравнил
психологическую службу в системе образования с
подростком, которому 15 лет. Отсюда вытекают и
многие особенности службы, свойственные этому
непростому возрасту.
Но этому подростку предстоит очень многое,
поскольку на него возложена определенная миссия.
В сфере образования существует ряд мифов. Один из
них: психология влияет на модернизацию
образования. Не более чем мифом, по мнению
Александра Григорьевича, являются также и
разговоры о перегрузке современных учащихся. Про
это вообще нельзя говорить без учета мотивации
конкретного ребенка и технологии работы с ним.
Среди явлений мифотворчества также названы
стандарты учебной деятельности, проектировочная
деятельность психолога,
коррекционно-компенсирующие программы и многое
другое.
Зона ближайшего развития школьной психологии
видится А.Г. Асмолову в развитии у современной
личности толерантности. В этом плане психология
должна сыграть свою решающую роль «в культуре
становления человека, который проектирует
окружающий мир».
В.М. Аллахвердов (доктор психологических наук,
президент Санкт-Петербургского отделения РПО)
начал свое выступление с критики. Теоретики
распались на могучие психологические империи,
которые никак не могут договориться между собой.
В результате нет четкости в определении таких
понятий, как личность, психические процессы.
Точкой соприкосновения теоретической и
практической психологии Виктор Михайлович видит
преподавание психологии в школе.
Несколько иную точку зрения высказал А.И.
Подольский (доктор психологических наук,
заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова). В своем докладе «Современный
подросток: специфика развития и задачи школьной
психологической службы» он отметил, что
изменяющаяся социально-психологическая
ситуация требует нового понимания
психологической теории и культуры.
Андрей Ильич блестяще продемонстрировал
необходимость прикладных исследований для
понимания проблем современных учащихся.
Выступающий доказал, что мы нуждаемся «не просто
в теории, а в теории определенного уровня»,
которая будет своеобразным связующим звеном
между общими теориями и конкретными
технологиями.
В целом деление психологии на науку и практику,
по мнению А.И. Подольского, некорректно. Никакая
прикладная психология не может функционировать
без теории. Так же как настоящая теория не может
не быть практичной.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ЗОНЕ?
Другую группу составили
практико-ориентированные выступления. Среди них
можно назвать доклады В.Н. Панферова (доктора
психологических наук, заведующего кафедрой
психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена)
«Методология интегративного подхода в
образовании», С.А. Беличевой (доктора
психологических наук, президента консорциума
«Социальное здоровье России») «Проблема
психологического сопровождения
психосексуального развития подростков», А.А.
Щеголева (старшего преподавателя
Восточно-Европейского института психоанализа)
«Неврозологические аспекты формирования
личности у современного школьника», А.А. Грачева
(кандидата психологических наук, заведующего
кафедрой организационной психологии РГПУ им. А.И.
Герцена) «Жизненные интересы ученика в системе
управления школой».
Заметное оживление в ход конференции внесла
пленарная дискуссия по определению зоны
ближайшего развития. Ярким и образным было
выступление В.А. Ананьева (доктора
психологических наук, заведующего кафедрой
клинической психологии РГПУ им.
А.И. Герцена) на тему «Психология здоровья в
образовательном процессе». Ученый с легкостью
убедил собравшихся в необходимости разработки и
внедрения в школу аналога профилактической
медицины, своеобразной «психологии здоровья».
Причем это должна быть комплексная сфера
деятельности, не ограниченная рамками чисто
психологических понятий и представлений.
После выступления М.Р. Битяновой (кандидата
психологических наук, профессора кафедры
дифференциальной психологии МГППУ) в зале явно
возросло количество последователей ее подхода
(психологического сопровождения школьников в
образовательном процессе).
Свое видение психологической оптимизации
обучения школьников представила Л.А. Ясюкова
(кандидат психологических наук, заведующая
лабораторией НИИ комплексных социальных
исследований СПбГУ). Главную причину
неуспеваемости и последующей дезадаптации
школьников Людмила Аполлоновна видит в
недоразвитии понятийного мышления у младших
школьников. Именно оно дает основание для
формирования систематических знаний в средней и
старшей школе.
Е.Н. Волкова (доктор психологических наук,
директор Института практической психологии
Нижегородского государственного университета)
предложила сделать одним из приоритетных
направлений службы защиту прав ребенка.
Т.Н. Клюева (кандидат психологических наук,
директор ГУ «Региональный социопсихологический
центр», г. Самара) познакомила собравшихся с
возможностями психологической экспертизы
образовательных программ.
О ПРИЯТНОМ И ПОЛЕЗНОМ
Второй день работы конференции проходил в
здании факультета психологии РГПУ им. Герцена.
Секций было четыре. Две из них были посвящены
актуальному сейчас процессу — проектированию.
Правда, на одной речь шла о психологическом
проектировании и экспертизе образовательных
программ, а на другой — о психологическом
проектировании системы управления
образовательным учреждением. На той и на другой
встал вопрос о роли психолога в этом процессе. Но,
как выяснилось из выступлений, психологи,
работающие в системе образования, эффективно
работают и в той и в другой сфере.
Интересные наработки были представлены и на двух
других секциях, посвященных психологической
культуре и психологическому здоровью субъектов
образовательного процесса.
Дальше я оказалась в состоянии стресса, пытаясь
выбрать между такими интересными семинарами, как
«Самопрезентация и жизненный успех педагога»,
«Психологическое тестирование: работа над
ошибками», «Феномен компьютерной зависимости в
юношеском возрасте», «Социально-психологическая
реабилитация подростков группы риска в школе» и
многих других.
Я выбрала семинар «Психопрофилактика и
психотерапия нарко- и созависимостей». Его
ведущими были И.В. Добряков (кандидат
психологических наук, сотрудник кафедры
детско-подростковой психотерапии
Санкт-Петербургской медицинской академии
последипломного образования) и Н.В. Александрова
(врач-психотерапевт, сотрудник той же кафедры). И
я не пожалела. Более того, мне так понравился
подход ведущих к решению подростковых проблем,
что я стала участницей мини-семинара «Проблемы
современной школы в условиях либерализации
сексуальной морали», который также вел И.В.
Добряков. Надеюсь, что взгляды питерских коллег
на эти проблемы найдут свое отражение на
страницах «Школьного психолога».
Организаторы конференции устроили для
участников небольшой, но приятный праздник —
юбилей еженедельника «Школьный психолог».
Нашему изданию исполнилось 5 лет. Нас поздравили
друзья-коллеги из «Иматона». Дружный коллектив в
составе Марка Сартана, Марины Битяновой, Игоря
Вачкова, Натальи Семаго, Михаила Семаго, Сергея
Степанова и Ольги Решетниковой испытал
искреннюю радость от общения с читателями из
разных городов и весей. За что большое всем
спасибо!
Ольга РЕШЕТНИКОВА |