СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Г.В. Резапкина
М.: Генезис, 2002
Бодрая песня о том, что «молодым везде у нас
дорога», в последнее время как-то сама собой
вышла из моды и стала восприниматься не иначе как
с горькой иронией. Для современного молодого
человека профессиональный выбор представляет
собой серьезную проблему, поскольку вариантов не
так уж и много, а перспективных — и того меньше. В
то же время всякого рода реклама буржуазного
образа жизни порождает в юных головах
нереалистичные притязания и непомерные амбиции.
В этой ситуации легко запутаться и наделать
ошибок. А ведь, как метко заметил Альфред Адлер,
дороже всего человеку обходятся ошибки в выборе
жизненного пути.
Новая книга издательства «Генезис» призвана
помочь молодому человеку разобраться в этой
непростой ситуации, не ошибиться в этом
ответственном выборе. Книга адресована
непосредственно старшеклассникам и в отличие от
большинства научных трудов по профессиональному
самоопределению написана максимально ясно,
доходчиво и конкретно. Да и небольшой объем —
всего 80 страниц — позволяет надеяться, что даже
непривычные к чтению троечники книгу легко
осилят. Впрочем, отличникам она пригодится не
меньше, ведь школьные пятерки — еще не гарантия
высоких оценок в школе жизни.
Выпущенная в серии «Психология для жизни», книга
помогает разобраться в себе, оценить свои
сильные и слабые стороны — как познавательные,
так и личностные, соразмерить притязания с
возможностями, отдать себе отчет в желательности
и достижимости тех или иных жизненных целей и
ценностей.
Автор убедительно описывает типичные
заблуждения в выборе жизненного пути,
приоткрывает разнообразные ловушки
(«мышеловки»), тут и там расставленные на пути
любителей «непыльной» работы и высоких
заработков. То есть книга фактически учит тому,
чему не учит школа, хотя и должна бы. Кое-где эту
задачу возложили на школьных психологов. А
некоторые и сами добровольно взвалили на себя
этот груз, понимая, что в выпускных классах
проблема профессионального выбора —
наиважнейшая и обойти ее никак нельзя. Вот только
для ее решения чаще всего приходится
пользоваться одним-единственным климовским
опросником, в остальном полагаясь на собственный
житейский опыт и интуицию.
В этом отношении новая книга выступит школьному
психологу замечательным подспорьем. В ней — и
прекрасная подборка афористичных цитат, каждая
из которых стоит целого тома, и набор простых
методик самопознания, компактных и удобных в
практическом применении, и конкретные советы по
подготовке к экзаменам и борьбе со стрессом,
необходимость которых еще на школьной скамье,
задолго до поступления в профильный вуз,
очевидна и несомненна.
Так что данная книга, несмотря на свой скромный
объем и лапидарный стиль, может стать хорошей
основой для профориентационного сегмента работы
школьного психолога, причем как для
индивидуальных консультаций, так и для
фронтальной работы с выпускными классами.
Психолог также не ошибется, если порекомендует
книгу заинтересованным старшеклассникам и их
родителям для самостоятельного освоения. Тем
более что пока эта новинка, несмотря на небольшой
тираж, еще доступна — как во многих магазинах,
так и по почте. Сказанное, наверное, можно
расценить как рекламу. Пусть так. В отличие от
кислого пива, полезная книга заслуживает того,
чтобы ее громко похвалить и настойчиво
рекомендовать.
Сергей СТЕПАНОВ |