СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Все мы так или иначе подвержены влиянию
условий, обстоятельств, окружающей среды,
образования, усвоенных привычек...
Именно эти факторы формируют человека и делают
его таким, какой он есть и каким он останется
навсегда.
Авраам Линкольн
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis —
общественный) — процесс усвоения и
воспроизводства человеком
культурно-исторического опыта (знаний, умений,
норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того
общества, к которому он принадлежит; иногда под
социализацией также понимают результат этого
процесса (в этом случае синонимом выступает
понятие социализированность). В отечественной
психологии понятие используется сравнительно
недавно, будучи заимствовано из зарубежных
психолого-педагогических концепций; ранее
описываемое им явление трактовалось в терминах
воспитания, хотя эти понятия, близкие по своей
сути, не являются синонимичными.
В разных психологических теориях приняты
различные трактовки социализации, в силу этого
описание закономерностей и механизмов
социализации в разных источниках неоднозначно,
порой противоречиво. Существуют также
неодинаковые толкования самого этого термина. В
то же время социализация составляет ядро
становления личности, и основное содержание всех
психолого-педагогических теорий определяется
трактовкой этого явления.
В
буквальном переводе на русский язык
социализация означает обобществление. Этот
термин издавна используется в политэкономии, и в
политэкономическом контексте по сей день
используется у нас в буквальном русском
переводе.
Разные авторы расходятся во мнениях
относительно внедрения этого термина в
психолого-педагогические науки, называя при этом
разные имена и даты. Согласно наиболее
достоверным данным, применительно к развитию
человека данный термин стал использоваться с
конца XIX века — после того как американский
социолог Ф.Г. Гиддингс в своей книге «Теория
социализации» (1887) употребил его в значении,
близком к современному: «развитие социальной
природы» или характера индивида, «подготовка
человеческого материала к общественной жизни».
Истоки многих современных теорий социализации
можно проследить в работах известного
французского социолога и психолога Г. Тарда,
первым попытавшегося описать процесс присвоения
норм через социальное взаимодействие. В основу
своей теории он положил принцип подражания, а
отношение «учитель — ученик», воспроизводящееся
на различных уровнях, провозгласил типовым
социальным отношением. Само подражание Тард
возводил как к психологическим основаниям
(желаниям, потребностям), так и к социальным
факторам (престижу, повиновению и практической
выгоде).
В 20-е годы ХХ века в западной науке утвердилось
понимание социализации как процесса становления
личности, в ходе которого формируются наиболее
общие, распространенные, устойчивые черты,
проявляющиеся в социально организованной
деятельности, регулируемой ролевой структурой
общества. Ключевое понятие при описании процесса
обучения социальным ролям — имитация.
Развернутая теория, описывающая процессы
интеграции индивида в социальную систему
посредством присвоения общепринятых норм,
содержится в работах Т. Парсонса. Согласно его
взглядам, человек «вбирает» в себя общие
ценности в процессе общения со «значимыми
другими», в результате чего следование
определенным нормативным стандартам становится
частью его мотивационной структуры.
Основным органом первичной социализации Парсонс
считает семью, где, по его мнению, закладываются
фундаментальные мотивационные установки
личности. Механизм социализации работает на
основе сформулированного З. Фрейдом принципа
удовольствия-страдания, приводимого в действие с
помощью вознаграждений и наказаний, и включает в
себя также процессы торможения (аналог
фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса
или смещения). Познавательный механизм включает
процессы имитации и идентификации, опирающиеся
на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей
происходит в ходе формирования Супер-Эго,
которое закладывается в структуре личности в
результате идентификации с фигурой отца, если
буквально следовать Фрейду, или интернализации
структуры семьи как интегрированной системы,
если придерживаться формулировок Парсонса.
Эмпирические исследования убедительно
подтверждают зависимость отклоняющегося
поведения от ранней социализации: процент лиц с
отклоняющимся поведением выше в тех случаях,
когда социализация происходила в условиях
семейного неблагополучия или в безотцовских
семьях.
Согласно Парсонсу, любая социализация в ролях,
даже если это половые или возрастные роли, влечет
за собой появление чувства неполноценности, так
как исполнение роли неизбежно подвергается
взыскательной оценке и самооценке. Особенно
распространено это чувство в культурах с явно
выраженным комплексом достижения (в последние
годы активно насаждаемым и у нас). Чувство
неполноценности находит выражение как в
индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в
создании протестных субкультур, отвергающих
традиционные нормы и ценности (к ним можно
отнести широкий спектр общностей — от
миролюбивых хиппи до агрессивных бритоголовых).
В разных научных школах акцентируются различные
аспекты социализации и по-своему выделяются ее
основные механизмы. Бихевиористы трактуют
социализацию как социальное научение
посредством имитации поведения референтных
моделей. В школе символического интеракционизма
социализация рассматривается как результат
социального взаимодействия, в котором ребенок и
различные агенты социализации осуществляют
«взаимопроникновение». В гуманистической
психологии главное внимание уделяется явлению
самоактуализации, которое всевозможные агенты
социализации призваны фасилитировать, то есть,
говоря по-русски, способствовать этому процессу.
В отечественной психологии социализация долгое
время отождествлялась с воспитанием, которое, в
свою очередь рассматривалось в узком и широком
смысле.
В первом случае речь шла о целенаправленном
педагогическом воздействии, имеющем своей
непосредственной целью формирование
определенных знаний, умений, навыков, идеалов и
пр.
Во втором — речь шла о стихийных воздействиях
широкого круга условий, в которых протекает
жизнедеятельность ребенка. Фактически все
события жизни ребенка имеют воспитательный
(социализирующий) эффект.
В современной психолого-педагогической науке
социализация нередко отождествляется с
воспитанием в широком смысле слова, а воспитание
в узком смысле расценивается как один из ее
частных механизмов. Однако такой подход не
единственный.
А.В. Мудрик выделяет несколько универсальных
механизмов социализации. Традиционный механизм
представляет собой неосознанное и некритичное
восприятие и усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, характерных для семьи,
соседей, друзей и т.п., которые не всегда
соответствуют общественно одобряемым.
Институциональный механизм социализации
функционирует в процессе взаимодействия
человека с воспитательными институтами общества
и государства, которые способствуют накоплению
им знания и опыта социально одобряемого
поведения (так же, впрочем, как и опыта его
имитации).
Стилизованный механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры, которая влияет
на человека в той мере, в какой группы
сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее
носителями, референтны для него.
Межличностный механизм реализуется в процессе
общения человека с субъективно значимыми для
него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и
т.д.).
Действие всех механизмов в большей или меньшей
мере опосредуется рефлексией — внутренним
диалогом, в котором человек рассматривает и
принимает или отвергает ценности, свойственные
обществу, семье, значимым лицам. То есть человек
формируется и изменяется в результате осознания
и переживания им той реальности, в которой он
живет, своего места в ней и самого себя.
В это связи представляется чрезвычайно важным и
перспективным такое направление
психологических исследований, в рамках которого
удалось бы установить, какие особенности
жизненной среды растущего человека — стиль
семейного воспитания, формы взаимодействия со
сверстниками, методика формального обучения и
пр. — определяют принятие или отвержение им тех
или иных ценностей и норм. Многочисленные
примеры свидетельствуют, что практика
авторитарного воспитания с большей вероятностью
приводит к протестным, нередко — извращенным и
девиантным формам социализации. Эмпирические
исследования подобных явлений составляют
перспективную линию изучения проблемы
социализации.
В разнообразных исследованиях проблемы
социализации указывается на изменчивость
общества, его культурных норм, ценностей и
приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что
социализированность имеет мобильный характер.
Так, Т. Бэт отмечает, что социальные изменения
могут превратить прежде сформированную
социализированность в неудачную, неадекватную
изменившимся условиям; в этом случае возможность
вновь достичь успеха зависит от способности
личности адаптироваться к новым условиям.
По этой причине особое значение получило понятие
ресоциализация — изменение ставших
неадекватными норм и установок человека в
соответствии с новыми общественными
требованиями. По мнению американского ученого
К.К. Келли, социальное развитие человека
представляет собой непрерывный процесс
ресоциализации. В связи с этим возникает
серьезный вопрос о том, какие нормы и ценности
носят непреходящий характер и не могут быть
отвергнуты ни при каких изменениях внешних
условий. Однако это уже вопрос не столько
психологический, сколько морально-этический.
Сергей СТЕПАНОВ |