Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК

Сильвия Римм
М.: Мир книги, 2001

Вот перед нами очередная американская книга для родителей. Но не стоит бояться заразиться через нее чуждым влиянием. Если не считать имен героев, вся «американскость» заключается только в традиционной подаче материала: структурированно, четко, с вынесенными на поля советами в рамочке и ответами на вопросы читателей. Нет, точнее будет сказать радиослушателей — доктор психологии Сильвия Римм много лет вела на радио передачу для родителей. Их вопросы с подробными ответами ведущей когда-то звучали в эфире, а теперь собраны в выверенные подборки к каждой главе книги. А раз вопросы жизненные, то и главы получаются убедительные.
Впрочем, все неплохо и без этих подборок. Автору нельзя отказать в последовательности: все ситуации, как типичные, так и более редкие, разобраны с общей точки зрения. Выразить ее можно триединой формулой «любовь, благоразумие и здравый смысл». Есть у кого-нибудь возражения?
Радует, что автора не заносит в крайности. Вот характерный пример: «На вас, родителях, лежит ответственность за предоставление и одновременно ограничение свободы. Заметьте, я подчеркиваю равную важность ограничения и предоставления свободы». И вся книжка предназначена для того, чтобы помочь родителям найти желанный баланс между этими крайностями.
Вот, например, очень действенная «методика тайм-аута»: в наказание за плохое поведение ребенок должен провести 5—10 минут в одиночестве — и в тишине! Уверен, что родители, которые изобрели что-то похожее самостоятельно, будут рады увидеть подтверждение своей правоты в авторитетной книге.
Вот, например, болезненная тема наказания. В рамочке приведены лаконичные «Рекомендации к использованию наказаний». Вряд ли они, как, впрочем, и вся книга, станут открытием для любого думающего человека, не говоря уж о профессиональном психологе. Но уберечь родителей от необдуманных действий помогут. Если, конечно, родители будут в состоянии им следовать.
Здесь, наверное, кроется самое слабое место любой подобной книги. Чтобы в полной мере воспользоваться ее рекомендациями, задерганные бытовыми проблемами и уставшие на работе родители должны найти в себе недюжинные силы. Иначе все пойдет по привычной колее: раздражение, крик, слезы, обиды. Где взять эти силы, непонятно, будем надеяться, что поможет родительская любовь. Хоть мы и знаем, да и книга нас в этом лишний раз убеждает, что иногда проявления этой любви, даже самые искренние, могут вести к плачевным результатам.
Нельзя не сказать несколько слов об издании. Все было бы совсем хорошо, но по паре оплошностей допустили и переводчик, и корректор. Первый «в лоб» перевел два термина, у которых уже есть устоявшиеся переводы. Ладно, «attention deficit disorder (ADD)» еще можно назвать «нарушение способности сосредотачивать внимание (НССВ)» без потери смысла. Но вот перевод «learning disabled» как «неспособный к обучению» слишком топорен и мешает пониманию. По-русски это явление называется «труднообучаемый» или «имеющий трудности в обучении», что, согласитесь, далеко не так жестко.
Ну, а корректор порадовал читателей советом «проводить дома семенные концерты». Надеюсь, все поймут правильно.
Но это, что называется, блохи. Книжка вышла добрая и полезная, так что ее можно смело рекомендовать. Правда, только тому, кто еще ничего подобного не читал.

Марк САРТАН