Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Н.Н. Васильев
СПб.: Речь, 2002

Автор — психолог и практикующий тренер — определяет жанр этой книги как учебное пособие. Поэтому основная задача, которая ставится и решается на страницах издания, это обучение практикующих специалистов эффективным способам преодоления разного рода конфликтов.
Рассматривая тренинг как основную форму, позволяющую приобрести необходимые для понимания и разрешения конфликтных ситуаций умения и навыки, Н.Н. Васильев знакомит читателей с тремя основными стратегиями проведения тренинга.
Подробное описание процедуры проведения тренинга составляет основную часть пособия. Здесь выделяются три больших блока: управление эмоциями, анализ конфликта и ведение переговоров. В каждом из блоков представлены различные методические приемы (техники), которые доказали свою эффективность на практике.
Обучение предполагает «экспериментальное испытание новых способов поведения», во время которого каждый из участников тренинга работает с реальной, значимой для него конфликтной ситуацией. Для изучения конструктивных способов разрешения конфликтов автор предлагает не готовый рецепт поведения, а своеобразный алгоритм, расширяющий диапазон уже имеющихся стратегий.
Поскольку книга рассчитана в первую очередь на ту категорию специалистов, которые только готовятся к практической работе в области разрешения конфликтов, автор включает в издание глубокий, конкретный и хорошо структурированный теоретический материал, позволяющий за максимально короткий срок понять суть тех или иных подходов к проблеме.
Так, во введении даются представления разных ученых о конфликте и его разновидностях, динамика развития конфликтогенной ситуации и основные стратегии преодоления конфликтов. Отличительной чертой подачи материала является большое количество схем и таблиц.
В разделе, посвященном управлению эмоциями, читателям предлагается провести серьезную работу по изучению иррациональных убеждений и переживаний. Здесь также описываются различные подходы к управлению эмоциональным состоянием конфликтующих сторон.
В следующем разделе предлагается материал по анализу конфликта и выбору стратегий взаимодействия его участников.
Третий раздел посвящен еще одной важной теме — бесконфликтному ведению переговоров.
Структурно тренинг состоит из девятнадцати сессий (работ, как называет их автор). Обязательным компонентом каждой из них является информационная часть, где автор не только вводит читателей в суть изучаемого вопроса и формулирует текущие задачи, но и дает исчерпывающую информацию о характере проблем, решаемых с помощью предлагаемых техник.
Полученные знания применяются в ходе практикумов, каждый из которых подробно методически расписан: определена цель работы, основные задания, этапы выполнения, а также сформулированы вопросы для обсуждения. Описание каждой сессии завершается списком литературы для самостоятельного изучения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА