ИЗ ОБЛАСТИ ФАНТАСТИКИ
Педагоги-психологи Кировского района
Калужской области с начала этого учебного года
работают по тем документам, которые были
предложены на июньском Всероссийском совещании
Службы практической психологии образования.
Естественно, что по истечении некоторого времени
(в данном случае — полутора месяцев) появилась
острая необходимость поделиться своими мыслями
по данному вопросу.
Оказалось, что наиболее успешно была
организована работа педагога-психолога детского
сада п. Шайковка А.И. Потоцкой.
Коррекционно-развивающие занятия, проводимые ею
с детьми, входят в расписание работы детского
сада. В этом расписании предусмотрена групповая
работа — 2 занятия каждый день (10 занятий в
неделю), индивидуальная работа — 1 час в день (5
часов в неделю) и время для работы с родителями и
воспитателями.
Педагогом-психологом Анна Ивановна работает
третий год, но она 12 лет была воспитателем, имеет
опыт работы с детьми, знает особенности работы
воспитателя изнутри, и ее психологические знания
помогают решать актуальные задачи развития
детей.
18 часов рабочей недели — это нормально. Однако
есть вопросы о причине неоднократного
дублирования записей в предлагаемой
документации: 1) журнал учета работы; 2) журнал
развивающей и коррекционной работы; 3) программа
развивающей и коррекционной работы; 4) планы
занятий (последние два пункта явно не прописаны,
но являются обязательными), а еще есть
циклограмма — расписание работы на неделю.
Предлагаемый план работы по направлениям
деятельности вызывает у нас недоумение.
Наверное, всегда имеет смысл организовывать свою
деятельность в соответствии с решаемой
проблемой. И в этом случае выделять ее как
направление, а виды деятельности ставить как
отдельные этапы в решении данной проблемы.
(Правда, признаюсь, когда я начинала работать, шла
именно этим путем — строила работу из мозаики
видов деятельности. Поэтому бывали и пропуски, и
наслоения одного на другое.)
Сложнее приходится школьным психологам — в
расписании занятий их уроков нет и не будет. Это
уже сейчас просматривается в связи с установкой
на снижение нагрузки учащихся в школе. Конечно,
можно что-то проводить за счет классных часов,
что-то — с разрешения администрации. Получается,
что психологу чрезвычайно сложно организовать
групповые развивающие и коррекционные занятия.
В ориентировочном распределении рабочего
времени педагога-психолога на различные виды
индивидуальной психологической работы
предусматривается 0,6 рабочего времени психолога.
Только вот беда — где их проводить?
Оборудованный кабинет психолога — явление
довольно редкое. Наши психологи в основном или
вообще не имеют кабинета, или их подселяют к
кому-либо: медсестре, заместителю директора.
Свободных помещений нет. Раньше свое рабочее
время психологи плотно заполняли групповыми
обследованиями. Эти результаты использовались
для получения достоверной информации по
готовности учащихся к обучению, по их адаптации,
по формированию личностных качеств
и т.д. В необходимых случаях создавались группы
развития, различного рода психологические часы,
семинары.
Ориентировочные нормы продолжительности
различных видов работ практического психолога
образования брались из «Вестника образования»
(№ 7 за 1995 год), еженедельно и ежемесячно в
дневнике работы подсчитывалось и
корректировалось количество отработанных часов.
На сегодняшний день групповые психологические
обследования, скорее всего, будут вытесняться из
практики. И дело, видимо, не столько в том, что на
их проведение рекомендуется отводить 0,04
рабочего времени психолога, сколько во времени,
которое отводится на подготовку, обработку и
анализ результатов диагностики (в
ориентировочном распределении рабочего времени
педагога-психолога это скромно называется
«Время на подготовку или анализ»).
Психологам районного психологического центра
еще интересней. К нам в центр приходят все, кого
интересуют вопросы, связанные с психологией (у
нас лучшая в городе психологическая библиотека,
правда без библиотекаря — не положено).
Психологи сегодняшние и будущие, студенты и
учителя, взрослые и подростки зачастую приходят
не с личностными проблемами, а с
образовательными. Это есть не что иное, как
просветительская работа.
Мы работаем со всеми образовательными
учреждениями. Своего транспорта у нас нет.
Наполняемость в школах падает, у нас есть
основные школы, в которых обучается не более 20–35
детей. Не думаю, что в ближайшие пять лет в них
появятся свои педагоги-психологи. Достаточно
трудно соотнести содержание работы, проводимой
нами, с тем, что предлагается в проекте. Наверное,
работа районного психологического центра и
психологического центра в большом городе
отличаются друг от друга.
У нас сложилось впечатление, что предлагаемое
распределение рабочего времени написано для
психолога, имеющего отдельный хорошо оснащенный
кабинет. Находиться же он может как в учреждении
образования, так и за его пределами. Возможно,
такой психолог мало вовлечен в учебный процесс.
Его клиентами являются дети, которых, скорее
всего, приводят родители, учителя, социальные
педагоги. Данный психолог является хорошим
специалистом в области психологического
консультирования и коррекционно-развивающей
работы. Результаты диагностики читает с листа,
поэтому времени на их обработку практически не
тратит.
В связи с этим возникают вопросы: во-первых, где
готовят таких специалистов, во-вторых, где
созданы такие условия работы, в-третьих, что же
делать всем остальным?
Татьяна СЕЛЕЗНЕВА,
Кировский район,
Калужская область |